Найти тему
Юлия Варенцова

Через два года после закладки собора московский князь получил от хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей

На съемках программы "День Ангела"
На съемках программы "День Ангела"

В 1325-м году святитель Петр окончательно переехал в Москву, а вместе с ним и митрополичья кафедра, и именно это положило начало блестящему будущему города.

Филипп Тараторкин, кандидат исторических наук:

Перенос митрополичьей кафедры был событием неординарным, свидетельствовавшим о большой смелости митрополита Петра. Это всё равно как если бы сейчас патриарший престол московский перенесли куда-нибудь в Вышний Волочок или Нижний Тагил. Это сразу же поднимает авторитет Москвы как политического центра.

Столица тогда находилась в древнем городе Владимире, и главным храмом всея Руси был владимирский Успенский собор. Митрополит Петр предложил князю Ивану Калите построить свой собственный Успенский собор в московском Кремле. В 1326-м году здесь начали возводить скромный одноглавый храм, но именно он сделал провинциальную Москву наследницей великого города Владимира. Буквально через два года после закладки собора московский князь получил от монгольского хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей.

Самое главное, что митрополит Пётр совершил для возвышения Москвы, - завещал похоронить себя в Москве - в том самом Успенском соборе, который он заложил накануне своей кончины. Святитель умер буквально через несколько месяцев после закладки собора и был похоронен в его алтарной части. По преданию, митрополит Петр после себя оставил москвичам мешок монет – на окончание строительства собора. Всего несколько дней спустя после похорон святителя верующие начали записывать чудеса, происходившие у его гробницы.

Николай Асонов, историк:

И об этом же нам говорит литовская хроника, так называемый Супрасальский список, который иначе как святым и чудотворцем митрополита Петра Московского не именует. Более того, мы в литовских хрониках находим и указания на чудеса, которые свершались над его могилой. Когда политические противники говорят о Митрополите Петре как о святом, как о чудотворце, как о человеке, который посвятил себя служению Богу и делал это не лицеприятно, не ради своей политической или какой-то иной выгоды, это, безусловно, говорит нам о том, что то, что мы с вами находим в Житии Митрополита Петра, - это не выдумка придворных летописцев, составлявших житийный свод, а правда.

Из моей книги "День Ангела. Рассказы о святых":

https://www.labirint.ru/books/785091/