По-прежнему не утихают споры вокруг фильма "Москва слезам не верит".
Если спросить у окружающих женщин, кто им симпатичнее всего, гарантировано, ответы будут неоднозначные. И это естественно, мы все любим разных персонажей.
Тогда поставим вопрос по-другому: кто из них счастливая женщина?
Тут наступает интересный эффект - чаще всего люди называют счастливыми того, кто им больше понравился.
А ведь это разные вещи.
Сейчас женские интересы кардинально изменились в сравнении с временем фильма: мы не мыслим себя без хобби, красивой одежды, возможности говорить свое мнение и спорить, с кем сочтем нужным. Это здорово, конечно.
Но чтобы ответить на мой вопрос, понадобится забыть о своих чаяниях и интересах, чтобы не проецировать свое понимание слова "счастье" на наших героинь.
Согласитесь, что больше всего подходит под описание современной счастливой женщины именно Катерина.
Она - интересный, самодостаточный человек. Сильный, умный и обаятельный. Красивая женщина, помимо этого - добрая и не потерявшая нравственные ценности.
На высокой должности, что считается тождественно равно успешности.
Конечно, так и подмывает сказать, что вот она, счастливица.
А между тем Катерина много лет ищет свое счастье и обретает его лишь в конце истории.
Она сама говорит об этом в фильме, причем неоднократно.
Вот подруги сидят на даче у Тоси, и Катя говорит - знаешь, я не завистливая, а тебе вот завидую.
До этого, в процессе нарезания капусты на той же даче, Катя с усмешкой слушает слова Тоси - многодетной матери, о том, что они с мужем ставят Катю в пример своим сыновьям. Катерина отвечает на это, мол, не говори им сейчас, что пока всего добьешься, хочется волком завыть.
Ну и последний эпизод - когда в лифте Катерину спрашивают: "Вам плохо?", подразумевая самочувствие, она отвечает - да, мне плохо. И зрители понимают, что ей нехорошо оттого, что нет любви, не хватает близкого любимого мужчины.
Как видите, это не мое мнение, это слова героини, которой нет оснований не верить.
Так что несмотря на привлекательность персонажа, нельзя назвать Катерину счастливой изначально. Ведь она находит свое счастье лишь во второй части фильма.
Мне нравится изучать мнения по поводу трех подруг. Видела и такое, что мол, из всех женщин, самая достойная и интересная... Людмила.
Аргументы в пользу такого решения были любопытные:
1.Людмила - яркая, эффектная барышня, презирающая серые будни.
2. Она готова рисковать и легко ставит все на карту.
3. Не хочет довольствоваться полумерами (как-то - быть супругой лейтенанта, который в перспективе может дослужиться до кого-то серьезного), желая сразу "сорвать куш" в виде генерала. В общем, "любить, так королеву, проиграть, так миллион" - вполне ее девиз.
Вывод был по Людмиле таков: она интересная, необычная и счастлива в своем вечном поиске выигрыша.
Только в этой статье как-то так деликатно были обойдены неудобные моменты, касательно Люси.
Во-первых, Людмила сама признается, что она ищет в пару не человека, а должность/звание и состоятельного или перспективного индивида. Понятие влюбленности ей вообще не свойственно.
Во-вторых, ради своей цели она готова врать, втягивая в это других людей.
Во-третьих, имеет место быть откровенное использование всего и вся для себя любимой, попирая интересы кого-то еще.
Вахтершу надо заставить врать, что это не общежитие, когда пожилая дама отвечает на звонок. Подругу - решиться на авантюру с квартирой и приемом женихов. Маленький штришок - помните, как Люда после отъезда профессорской четы плюхнулась на кровать? Прямо в уличной обуви. Это мелочь, но она неслучайна. Люде все равно, что покрывало может пострадать, она не привыкла думать о других и их имуществе. Ей хочется - она делает.
Небольшое отступление. Если бы в процессе банкета, когда Люда с Катей нагнали кучу мужчин в чужую квартиру, случилась бы потасовка (а это возможно при большом количестве мужчин и двух хорошеньких женщинах) с приездом милиции, битьем посуды или ущербом имуществу, кто бы стал за это отвечать? Конечно, Катя! Люда так, рядом постояла.
Мужа лучше обмануть, потому что так добьешься цели наверняка.
Помните, "роскошный" план относительно начала семейной жизни?
Мужчина женится на будущем "враче-психиатре", который работает на хлебозаводе, потом через год Люда рожает ребенка и рассказывает мужу правду. А он уже все, готов: "ко мне привык, ребенка обожает, еще и прощенья просить будет".
То есть больше года девушка планировала строить семейную жизнь на лжи. Достойное желание?
Хорошо, что не воплотила его в жизнь до конца.
Вообще образ Людмилы, конечно, несколько каррикатурен. Режиссер откровенно высмеивает ее попытки захомутать мужчину, используя ужимки и прыжки: эффектная внешность напоказ и наряды (на которые наверняка спускаются все деньги, не зря же за Людой бегали с просьбой заплатить профсоюзные взносы); сбор "женихов" на квартире Катиного родственника; безупречно разыгранная сцена под названием "я не такая" перед простодушным Гуриным во время просмотра телевизора.
Если вы не знаете, где знакомиться с перспективными женихами, вот вам совет от Людмилы:
Научный отдел Ленинской библиотеки и кладбище.
В финале истории Людмила все еще не нашла свое счастье, хотя кое-что уже поняла. Например, то, что счастье не появляется в результате нахрапа и жульничества. Судьба, словно чтобы продемонстрировать несостоятельность Людиной о теории том, как добывается счастье, сделала изначально все по ее сценарию - нашелся перспективный москвич, молодой, красивый, без вредных привычек (спортсмен!), который простил обман и женился на оборотистой барышне. Но потом все идет не по плану.
Муж Людмилы, успешный хоккеист, спивается, в результате чего происходит развод.
Профессионально Люда не выросла, работает в химчистке, выдавая заказы посетителям. И главное, сама Людмила чувствует, что несмотря на все ухищрения и попытки обхитрить судьбу, счастья она так и не добилась.
Настало время перейти к Тосе. Какими только эпитетами ее сейчас не награждают - "серая мышь", "ломовая лошадь", "тихоня". Читала я неоднократно про то, что Тося измучена работой, дачей, детьми, плохо выглядит во второй части фильма.
(Я лично с этим категорически не согласна, к слову.) Между тем именно она из трех подруг является счастливой женщиной.
Я не сужу по критериям типа "замуж", "дети", "квартира-дача". Нет, все упирается в Тосино мироощущение. Напротяжение всего фильма, только однажды она испытывает волнение (перед знакомством с родителями будущего мужа).
И как показывает фильм, напрасно, ведь она похожа по характеру на Колю и его родителей.
В остальном у Тоси - спокойная, размеренная, уютная жизнь. Любимый муж, дети, свой мир, в котором не было бурь и предательства.
Да, зрителям, жаждущим событий и приключений, она может показаться скучноватой. Но это не означает, что сама героиня по задумке режиссера несчастлива.
Как можно заметить, счастливые пары часто становятся центром притяжения друзей. Их дом, словно тихая гавань, где можно набраться сил и отдохнуть от жизненных бурь. С моей точки зрения, как раз такой парой становятся Николай и Тося.
Несмотря на ошибки и недостатки той или иной героини, эта история неизменно заставляет настроение улучшаться. Взбалмошная фантазерка Людмила невероятно обаятельна и забавна. Несмотря на попытки выиграть все и сразу, она остается человеком, готовым помогать подруге в беде, а еще неисправимой оптимисткой, пусть и безапелляционно-грубоватой. Или иначе, эксцентричной, "на том и стою".
Катерина потрясающе расцветает как сильная личность, при этом оставаясь хрупкой женщиной, нуждающейся в мужском плече.
А Тося долгие годы строит семью и остается такой же участливой и доброй, какой была всегда.
Каждая из подруг прекрасна и интересна по-своему.
Я с удовольствием пересматриваю эту историю время от времени.
Почему?
Потому что люблю этот фильм, надеюсь, и вы тоже.
#москваслезамневерит #женскоесчастье