Найти тему

Социальная инженерия: как мошенники используют когнитивные искажения для обмана

Ошибки мозга порой нам дорого обходятся. Из-за собственных стереотипов, предрассудков и других особенностей мышления мы позволяем собой манипулировать, тем самым помогаем «процветать и развиваться» социальной инженерии. Что это за вид современного мошенничества, вы узнаете из этой статьи.

Социальная инженерия – вид психологического воздействия, базирующийся на особенностях мышления и когнитивных искажений многих людей. Мошенники используют его с целью получить секретную информацию: персональные данные, пароли от социальных сетей и даже банковских карт.

Ученые насчитывают более 200 когнитивных искажений, разберем некоторые из них.

  1. Красивое — значит качественное.

Случалось ли с вами такое, когда красивого человека вы необоснованно наделяли какими-то хорошими качествами? Считали, что, если внешность приятная, значит, и внутренний мир богатый, то есть судили о содержании книги по ее обложке, что в корне неверно.

Мы действительно предпочитаем красивое и считаем, что оно правильное, хорошее, замечательное.

Именно поэтому симпатичные кандидаты чаще попадают на работу независимо от их профессиональных навыков.

Здесь статистика беспощадна: красивые люди на 12-14 % зарабатывают больше денег, у них выше зарплаты.

Из этого делаем вывод, что внешний вид — достаточно важная деталь, которая помогает манипулировать.

Если на улице к вам подойдет опрятно одетая бабушка и попросит денег на проезд или на молоко, вы, скорее всего, ей дадите несколько монет. А на подобную просьбу бездомного в грязной одежде ответите отказом.

Так работает когнитивное искажение — мозг «поверил» старушке и «купился» на ее внешний вид.

2. Эффект Фокса, или доверие к авторитету

Вспомните любого популярного блогера или артиста, который вам симпатичен и с подачи которого вы покупали прорекламированный им продукт. Причем этот товар никак не был связан с профессиональной деятельностью человека, не так ли? Все дело в том, что если однажды наш мозг посчитал кого-то экспертом в одной теме, то автоматически транслирует эту установку и на все остальные сферы.

Именно поэтому девушки покупают ту косметику, которой пользуется их любимая певица, а мужчины мечтают о таком же авто, как у их спортивного кумира.

3. Желание ответного подарка

Когда мы получаем от незнакомца презент, пусть даже незначительный, у нас автоматически пробуждается желание сделать что-то приятное тоже.

Этим когнитивным искажением нашего мозга пользуются кришнаиты, которые сначала преподносят какой-нибудь цветочек, а потом настойчиво предлагают свою литературу, которая нам абсолютно не интересна.

Люди, на которых так сильно подействовал подаренный цветок, считают себя обязанными дать что-то в ответ. В данном случае — свое согласие принять книгу.

Узнайте о других распространенных примерах, связанных с особенностями мышления в курсе «Иллюзии мозга: виды когнитивных искажений» на платформе PuzzleBrain.

Как работают «сотрудники» социальной инженерии

Каждый раз мошенники придумывают изощренные уловки и манипуляции, построенные на когнитивных искажениях. Делают все, чтобы заполучить желаемую информацию.

Рассмотрим самые распространенные виды социальной инженерии.

1. Фишинг

Это многочисленные рассылки спама, которые приходят на электронную почту от какой-либо известной компании. Чаще всего в письме просят перейти по вредоносной ссылке. Чтобы войти к вам доверие, мошенники указывают весомые причины для нажатия на голубую строчку с неизвестным адресом: обновить пароль, ввести какую-то конфиденциальную информацию вплоть до номера банковской карты.

2. Телефонное мошенничество.

Часто наши мобильники разрываются от неприятных звонков. И кем только не представляются злоумышленники на том конце провода — и сотрудниками банков, и органами правопорядка, и знакомыми друзей и родственников.

Чтобы войти в доверие «представители» социальной инженерии даже называют персональные данные или описывают какую-то произошедшую ситуацию, например, недавнее ваше обращение банк. И после того, как разговор завязался, с помощью манипуляций, основанных на особенностях мышления, мошенники пытаются выудить нужную им информацию, чтобы обогатиться за ваш счет. Такой прием называется претекстинг.

Социальная инженерия сейчас очень многоликая и будет только набирать оборот с каждым годом и с развитием интернет-пространства.

Самый надежный способ не стать жертвой телефонного мошенничества — это не брать трубку, видя незнакомый номер.

Чем больше когнитивных искажений вы знаете, тем у вас больше шансов взять их под контроль и правильно среагировать на попытку мошенников завладеть вашими данными.

Если хотите научиться быстро вычислять подобные манипуляции, проходите мой курс «Иллюзии мозга: виды когнитивных искажений». Благодаря ему вы поймете, как избежать ошибок мышления и не дать себя обмануть.