Историки различают цели войны, причины, поводы и следствия. Если целью большинства войн для их инициаторов было стремление ограбить соседей, то поводы могли быть самые различные. Иной раз зачинщики войны даже не задумывались о поводе, а иногда были изобретательны, желая переложить ответственность за их начало на своих противников. В этом можно усмотреть желание агрессоров оправдать свои деяния в глазах современников, или же стремление их потомков и наследников придать их деяниям законный характер. Лжецы всех времён хотя и коварны, но часто поступали по шаблону: чтобы прославить себя или своих предков, нужно очернить противников. Герои мифов в этом плане ничем не отличимы от исторических персонажей. Вот только выяснить подлинные мотивы героев в легендах намного сложнее, чем в исторических хрониках.
Царь лапифов Пиритой на свою свадьбу с Гипподамией пригласил Тесея, союзника, а по некоторым преданиям и друга. Во время пира между ними и кентаврами возник конфликт, в результате которого последние были истреблены. Этот сюжет был одним из самых популярных для художников многих столетий различных стран. К сожалению, по картинам художников трудно понять все детали мифа. Сведений о мотивах там точно нет. А нас как раз интересует, почему свадебный пир вдруг превращается в кровавое побоище? Кто был инициатором драки? Прочтём рассказ эллинского мифографа.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", Эпитома:
" Иксион, влюбившись в Геру, попытался совершить над ней насилие. Когда Гера известила об этом Зевса, тот решил удостовериться, так ли обстоит дело в действительности. Для этого он создал из облака некое подобие Геры и уложил его рядом с Иксионом. Но, когда Иксион стал хвалиться, что сошелся с Герой, Зевс привязал его к колесу и ветры понесли его вдоль поднебесья: таким было наказание, которому Зевс его подверг. Облако же родило от Иксиона кентавра.
Тесей был союзником Пиритоя, когда он вступил в сражение с кентаврами. Пиритой, справляя свадьбу с Гипподамией, пригласил на пиршество кентавров, как родственников невесты. Не привыкшие к вину кентавры быстро опьянели, напившись от жадности сверх меры, и, когда привезли невесту, они попытались совершить над ней насилие. Но Пиритой вместе с Тесеем вооружились и вступили в сражение с кентаврами, и Тесей перебил многих из них.
Кеней вначале был женщиной. После того как Посейдон сошелся с ней, она попросила бога, чтобы он превратил ее в неуязвимого мужчину. Поэтому Кеней в битве с кентаврами, презрев опасность и не боясь быть раненым, лишил жизни многих из них. Но оставшиеся в живых окружили его и, ударяя его стволами сосен, вогнали в землю".
Происхождение кентавров в мифах древние греки выводили от Зевса. В них эротические фантазии перепутаны с вымыслом и реальностью, отчего звучат они причудливо и наивно. Что могло быть реальным в этом сказании? Очевидно, какому-то гостю Зевса приглянулась его жена и, чтобы сохранить с ним отношения (видимо, нужным человеком был для главы богов Иксион), он предложил ему женщину, похожую на Геру. Но гость оказался хвастливым и принялся рассказывать знакомым и друзьям о своей связи с женой гостеприимного хозяина. Зевсу пришлось как можно быстрее расстаться с ним. В этой истории удивляет милосердие Зевса: и за меньшие проступки смертным грозило большее наказание. Возможно, оно объясняется тем, что хвастливый гость просто оказался вне пределов досягаемости повелителя богов. Реальное происхождение кентавров не имеет никакого отношения к этим фантазиям ахейцев, оно связано со степью, о чём свидетельствует прежде всего внешний вид кентавров. Это кочевой народ, предки тех, кого эллины называли скифами. Для них они были варварами, поэтому и гибнут кентавры в мифах с роковой неизбежностью.
Сражение лапифов, фессалийского племени, с кентаврами по традиционной версии происходит во время свадьбы Пиритоя с Гипподамией. Якобы кентавры, родственники невесты, напились вина и пытались совершить насилие над невестой на глазах многочисленных гостей и свидетелей. Этот дерзкий поступок и стал поводом для сражения Пиритоя и Тесея с пьяными полуживотными-полулюдьми. В этой версии сомнительно всё: то, что родственники невесты пытаются совершить насилие над девушкой; то, что они пытаются это сделать на глазах свидетелей; то, что пьяными оказываются одни кентавры; то, что Пиритой с Тесеем справились с множеством кентавров, а сами при этом не пострадали. Но самое поразительное это то, что "сражение" (кентавромахия) состоялось во время свадьбы. Лучшей дискредитации для невесты и невозможно придумать! Это совершенно неестественно для традиции любого народа. Ложь и должна выглядеть чудовищной или фантастической, чтобы вызвать возмущение и негодование людей. Если учесть, что погибшие кентавры не могли изложить свою версию событий, то очевидно, что победители (Пиритой и Тесей) изложили историю так, как им выгодно. У погибших нет свидетелей и адвокатов. Но если принять во внимание, что попытки изнасилования не было, а в реальности имела место клевета, то события развивались совсем иначе...
Встретившись с Тесеем, Пиритой рассказал ему о своих проблемах с кентаврами. И тогда Тесей предложил ему свой план. Опыт расправы с амазонками научил его, что следует заключить мир с противником, объявить о свадьбе, пригласить своих недругов на торжество, а во время пира покончить с ничего не подозревающими гостями. Сообщником заговорщиков представлена женщина, превращённая по её просьбе Посейдоном "в неуязвимого мужчину". Как говорит автор, Кеней "лишил жизни многих из них". Поскольку это произошло на свадьбе, то она или зарезала отдыхающих гостей, или отравила часть их. Когда оставшимся в живых стало ясно, что пир превращается в запланированное убийство, они убили её, но Пиритой с Тесеем пришли сообщнице на помощь и участь наивных обитателей степей - гостей Пиритоя! - была трагична. Авторы мифа "превратили" женщину в мужчину, поражённые её невероятной жестокостью и коварством. По их представлению подобной наглостью женщина обладать не может, она ведёт себя, как мужчина. Точно так же ведёт себя Геракл, находящийся в гостях у Фола. Он приносит с собой бочонок вина, а затем устраивает избиение кентавров... Гибнет и Хирон, и Фол... Другом Геракла быть не менее опасно, чем его врагом!
В "Одиссее" Антиной, укоряя Одиссея в неумеренном употреблении вина, говорит, что по этой причине в доме Пирифоя пострадал кентавр Эвритион. И вот какой характер принимают события во время пира.
Одиссея, песнь двадцать первая, 292 - 304:
"... от вина же
Всякой, его неумеренно пьющий, безумеет. Был им
Некогда Евритион, многославный кентавр, обезумлен.
В дом Пирифоя, великою славного силой, вступивши,
Праздновал там он с лапифами; разума пьянством лишенный,
Буйствовать зверски он вдруг принялся в Пирифоевом доме.
Все раздражились лапифы; покинув трапезу, из залы
Силой его утащили на двор и нещадною медью
Уши и нос обрубили они у него; и рассудка
Вовсе лишенный, кентавр убежал, поношеньем покрытый.
Злая зажглась оттого у кентавров с лапифами распря;
Он же от пьянства там первый плачевную встретил погибель".
В приведенном отрывке поражает жестокость лапифов: в ответ на буйство Эвритиона они калечат его самым изуверским способом. Несомненно, эта акция должна устрашить кентавров. Но ведь она говорит и о нарушении законов гостеприимства лапифами. Чтобы усмирить пьяного буяна, вовсе не обязательно превращать его в калеку. А ведь гостеприимство особенно почиталось всеми народами!
Возникает закономерный вопрос: зачем Пиритою и Тесею нужно было оклеветать кентавров и обвинить их в попытке изнасилования на свадьбе Гипподамии, своей родственницы и будущей жены Пиритоя? Ответ простой: убийцам было выгодно, если их никто не обвинит в истреблении гостей на свадьбе. И тогда им не придётся проходить обряд очищения, который Геракл, например, вынужден был пройти три раза. А это возможно только тогда, когда всем будет известно, что вина кентавров несомненна.