Некоторое время назад общественность крайне воодушевилась, узнав о том, что болонской системе, скорее всего, не быть. Многие чуть ли в ладоши не захлопали, так как почему-то показалось, что отмена Болонской системы автоматически отменит и ЕГЭ. Но это не так. ЕГЭ физически никак не привязано к Болонской системе, от нас не требовали, как обязательный компонент перестройки образования. А пока на верхних этажах власти находятся Кравцов и компания, топящая за подобную форму экзамена, никто его не отменит. Уж очень крепко Кравцов и Ко сидят на своих местах.
Тема оказалась столь животрепещуща, что высказываться стали почти все. Например, выступила Матвиенко. Цитирую Известия:
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что интеграция России в Болонский процесс не состоялась и из этой системы необходимо выходить. Она добавила, что не стоит «уничтожать все дотла», нужно провести реформу российского образования, но вернуться в советскую систему уже невозможно.
Чувствуете? Вроде и отказались, а на замену что предложить, кроме красивых слов, не знаем. Главное подчеркнуть про «невозможно». Чтобы губу не раскатывали.
2 июня в МГУ совещались ректоры вузов. Вести нам сообщают, что сказал министр науки и высшего образования:
Валерий Фальков, выйдя к трибуне, объяснил, что имел ввиду. Ломать систему образования никто не будет. Ее просто перенастроят. В новых экономических условиях высшая школа не может существовать отдельно. Они идут в связке. И сегодня индустрии нужны инженеры нового формата, способные создавать технологии, а не просто их обслуживать.
Кто-нибудь понимает, что значит «перенастроить»? Я нет. Если бы руководители с верхних этаже чётче формулировали мысли, может быть, мы и поняли. А то так получается: Болонской системе не быть, специалитету не быть, мы просто перенастроим. А принципы и механизмы перенастройки как всегда никто не озвучил. Думаю, что там и сами не понимают, как перенастройку делать. Главное — сказать красиво.
Более того, вернуться к специалитету в его советской трактовке уже не хватит ни у кого духа. Вот в одном Федеральном вузе, название которого писать не буду, обучают, например, инженеров. 2-3 семестра идет высшая математика. В одном семестре может быть 8 лекций, а в практические часы студент выполняет задание дома за компьютером. Проверяет тоже компьютер. Как вы считаете, в таких условиях можно вырастить инженера, создающего технологии, а не обслуживающего их? Это очень удобно — меньше фактических часов, меньше платить преподавателям. Принцип «Денег нет, но вы держитесь!» пока еще никто не отменял. А студентам и этого достаточно, чтобы понять, как обслуживать машину. Есть такое понятие, как «диванный критик». Я бы ввела понятие «диванный инженер».
Вопросов, как всегда, много. Ответы... ну... вы сами видите, что за ответы нам дают.
Доброго весм времени суток. Если мои размышления вам по душе, подписывайтесь на канал и ставьте лайки! + 100 таким людям в карму))
Здесь первая моя статья про Болонскую систему:
А вот тут неожиданное для меня продолжение:
#болонская система #реформы образования #высшая школа #образование