Найти тему

Отрывки об Иоганне Себастьяне Бахе.

 В музыкальном мире мало кто способен к таким метаморфозам в общественном сознании как Иоганн Себастьян Бах.

В музыкальном мире мало кто способен к таким метаморфозам в общественном сознании как Иоганн Себастьян Бах. В течении своей жизни он считался прекрасным исполнителем на клавире и органе, но никто не придавал особого значения его композиторскому мастерству. Впоследствии, он и вовсе был забыт и лишь благодаря "второму рождению" в 19 веке и исполнению "Страстей по Матфею" Ф. Мендельсоном- Бартольди, пережил свой квази-ренессанс.

Теперь Бах-великий из величайших композиторов. Если (по справедливому замечанию С.Т.Рихтера) положить на витрину записи И.С.Баха и Г.Генделя, то рука покупателя неизменно тянется к Баху. А во время их жизни- ровно наоборот.

И.В.Гёте, вспоминает разговор со своим другом, дирижером "Лидер-тафель", Цельтером. История с портретом у бывшего ученика Баха, теоретика Кирнберга- «У Кирнбергера был портрет его учителя Себастьяна Баха, которым я часто любовался; он висел в комнате между двух окон на колонне, над роялем. Однажды какой-то зажиточный торговец полотном из Лейпцига, который видел Кирнбергера, когда тот, еще воспитанником школы св. Фомы, с пением проходил мимо лавки его отца, приехал в Берлин и решил почтить визитом теперь уже известного Кирнбергера. Но едва лейпцигский бюргер сел, как вскочил, закричав: „Господи, боже мой! Да ведь это наш кантор висит, Бах! Этот портрет есть и у нас в Лейпциге, в школе Фомы. Очень грубый, должно быть, человек был. Вишь, какой тщеславный глупец, приказал нарисовать себя в таком роскошном бархатном одеянии!» Кирнбергер спокойно встал, обхватил со спинки свой стул, поднял его обеими руками и замахнулся им на гостя, закричав, сначала тихо, потом все громче: „Марш отсюда, собака! Вон отсюда, собака!» Бедный добропорядочный лейпцигский бюргер, до смерти перепугавшись, бросился за своей шляпой и палкой, обеими руками схватился за дверь и выбежал на улицу. Кирнбергер снял картину, вытер с нее пыль, приказал вымыть стул филистера и снова повесил картину на старое место, прикрыв ее платком. И если кто-нибудь спрашивал, что означает этот платок, он отвечал: „Да оставьте, уж наверное за ним что-нибудь есть!» Этот случай послужил поводом к распространению слуха, что Кирнбергер помешался».

Много для популяризации наследия Баха сделал Роберт Шуман. В 1830-х, в своей Музыкальной газете он напишет - "Мир должен узнать что-то, причем чем скорее, тем лучше. Ибо можно ли поверить, что в нотных шкафах берлинской консерватории, которой старый Целътер завещал свою библиотеку, заботливо хранятся в рукописях еще по крайней мере семь таких концертов и, кроме того, бесчисленное количество произведений Баха? Лишь очень немногие знают об этом; однако эти рукописи находятся там, это совершенно точно. И вообще, не настало ли время и не было бы полезно, если бы немецкая нация однажды решила собрать воедино и издать все произведения Баха? Нам нужно подумать об этом. Быть может, эпиграфом к этому изданию следовало бы поставить слова одного специалиста, который высказывается об этом предприятии на 76-й странице этой же книжки „Нового Журнала», а именно: „Вы хотите издать произведения Себастьяна Баха, что очень приятно моему сердцу, привязанному большой любовью к могучему искусству отца гармонии, поэтому я желаю только как можно скорее увидеть это издание в книжных лавках

Музыка #искусство #Бах