Найти тему
Kinoryba

Groundhogs – Thank Christ For The Bomb (1970)

Уверен, что современные ценители рок-музыки услышав термин «Power-trio» думают в первую очередь не о Cream и Jimi Hendrix Experience и, уже всяко не о Grand Funk, а исключительно о Groundhogs. Шутка – для современных ценителей рок-музыки. Но шутки – шутками, а группа Тони Макфи – это не просто «одна из». Это очень яркая глава в истории английской блюзовой сцены, английской роковой сцены, английского тяжелого рока, английской гитарной музыки, английских концептуальны альбомов, английской гитарной импровизации, английской свободы от музыкальных стилей… В общем, Groundhogs – очень крутая и известная группа. Это для тех, кто не знает. А кто знает – скажет, ну хватит банальностей. Макфи – настоящий фанат гитары, фанат блюза и рока, парень, которому неймется и который все время что-то ищет. И после трех блюзовых альбомов и бесчисленного количества концертов его команда вдруг создала шедевр, который многие сравнивают с DeepPurple In Rock – в основном, из-за того, что записывал альбом Мартин Берч – тот же, что помогла строить In Rock. В звуке, конечно, это отразилось. Но музыкальные амбиции Макфи были куда шире и шли куда дальше, чем у музыкантов Deep Purple, желавших создать просто крутую музыку, которой еще не было. Макфи е стремился изменить мир. И Thank Christ ForThe Bomb – одна и ярчайших антивоенных пластинок того времени. Правда, сейчас, возможно, содержание ее выглядит несколько наивно, но – что делать, времена меняются. Радует только то, что они меняются, а музыка остается. Это реально тяжелый рок, замешанный на блюзе – причем, британский рок и британский блюз. Это Deep Purple в блюзе, только без коммерческого налета. Шаги каменного гостя в Strange Town – бас в унисон с ревущей, звенящей и поющей гитарой Макфи при поддержке ударных – совершенно ломовое начало. Гитарное блюзовое соло, заканчивающееся унисоном же – но уже гитарным – двухголосьем – и снова – шаги каменного гостя – в очень быстром темпе. Макфи сам продюсирует свои альбомы (в данном случае – с помощью «ин-рокового» инженера Берча) и добивается совершенно пронзительного звучание гитары, сочного, объемного, звенящего, громкого, тяжелого, но очень чистого. Блюзовые ходы продолжаются и в такой е быстрой Darkness Is No Friend – Led Zeppelin здесь где-то рядом, но Макфи совершенно самодостаточен и не сползает в плагиат, он и так хорош. А Soldier – если первые две песни были просто отличными ломовыми номерами – уже с усложненной гармонией, мини-сюита со сменой динамики, лирическими гитарным и отступлениями и возвращением в тяжелый рок. Музыканты в то время выглядели как типичные хиппи, но музыка Groundhogs так же далека от хипповского нытья, как винил от MP3. Заглавная песня – из трехаккордовой акустической баллады – такой же жесткой, как и металлическое звучание гитары Макфи переходит в подобие бравурного марша, который разваливается воем бомбардировщика, сыгранного на гитаре (привет Хендриксу). И бомба взрывается. После этого взрыва Макфи и группа не забывая свое блюзовое прошлое разворачиваются в громоподобной Ship On The Ocean, где едва успеваешь следить за сменой аккордов – да и надо ли следить – сверху лежит простая мелодия, которую поет Макфи, подкрепляя ее жесточайшими риффами осязаемым, вкуснейшим гитарным звуком. Небольшая передышка с спокойном, но тревожном Garden обманчива – группа наваливается всей мощью – а мощи у них не меньше, чем у Cream, только она пожестче и потяжелее. Гитара Макфи поет, рычит и разговаривает, бас и ударные просто в истерике, но все на местах, никакой самодеятельности. В альбоме нет того, что называется «хитовой песней». Это не для девочек и не для мальчиков с мировоззрением девочек. Это все очень по-взрослому. Хотя – и молодежно. Парадокс. Если кто-то еще не забыл, что такое британский блюз рок и британский тяжелый рок – то этот альбом – в самый раз. Не одним Led Zeppelin жива музыка.