Найти в Дзене
artem.pushhh

Ты тоже будешь летать

Оглавление

Обзор на легендарную книгу Короля ужасов Стивена Кинга "Оно". Осторожно, спойлеры!

Дисклеймер: Стивен Кинг — националист. Недавно было замечено высказывание о том, что «русских надо запретить как нацию».

Очень долгая история о страхе, подростках и коллективной силе. Местами "Оно" производит отвращение, местами — страх. В книге описаны два периода жизни главных героев и, соответственно, циклы приема пищи Пеннивайзом — 1958 и 1985 года. Прошлое и будущее подростков чередуются в виде разделов и дополняют друг друга. Для меня эта книга оказалась очень сильной, длинной и завораживающей. И сегодня я хочу рассказать вам про неё.

Сюжет

С первых страниц мы встречаем главного героя — Билла. Он растет с младшим братом Джорджи, матерью и отцом. Осенью Билл теряет Джорджи, отпустив его в дождь на прогулку, где Оно (Пеннивайз) его убило.

Вскоре после этого его родители уходят в депрессию и не отдают ему должного внимания, а остальные Неудачники, как они себя называют, тоже встречаются с монстром. Оно предстаёт в образе их самых главных страхов — перед Майком — птицей, Беверли — шариком с кровью и так далее. Однако, все же сплотившись вместе, они не могут обезвредить свои страхи и слабости и, уехав из города, вынуждены их терпеть "на кухне" и в карьере.

Через три десятка лет Неудачники побеждают монстра.

Слабости и страхи главных героев

У некоторых героев они раскрыты не полностью или полностью скрыты и незаметны, так что я попытаюсь описать все, что возможно.

Начнем с Беверли Марш

Огненно-рыжая девочка переходного возраста, вынужденная терпеть сексуально-помешанного на ней отца. Отец был жестко воспитан в детстве и потерял контроль над своими мыслями и действиями. Для него дочь кажется слишком взрослой для того, чтобы её не бить, но и, в то же время, слишком маленькой, чтобы становиться взрослой — сюда можно приписать догадки отца о «взрослой» жизни. Он тщательно отчитывает дочь на каждом шагу и из-за некоторой сексуальной помешанности отец иногда позволяет себе большее. Беверли же, в свою очередь, наоборот, старается как можно меньше привлекать к себе внимание и будто хочет замедлить процесс полового созревания. Дома она передвигается быстро и уединяется только в ванной — единственной дверью с щеколдой в доме.

В некоторых местах озабоченность отца выделяется очень сильно. Когда Беверли приходит с пачкой тампонов домой, отец ловит её на этом и, заметив пакет, широко улыбается и спрашивает: "Ты все еще моя малышка?" Беверли вынуждена утвердительно отвечать, чтобы не вызвать гнев. Она бежит в ванную, чтобы не разрыдаться, и встречается с Пеннивайзом в образе того самого шарика с кровью, надувающегося в раковине. После шарик взрывается, окрасив всю комнату в кровь, которая в последствии не видна для отца девочки.

Или вот — другой пример. По возвращению из любимого места Неудачников — Пустоши — Беверли натыкается на отца, который подразумевает её в недетских делах и допытывает её различными взрослыми вопросами. Не удовлетворенный ответами, отец гоняет дочь по всему городу, отчего она видит в глазах своего отца Пеннивайза. Девочка буквально живет по соседству с монстром, только настоящим, в её отце.

Став взрослой, Беверли находит себе такого же мужа-тирана, что свойственно дочерям отцов-тиранов. Ранее вынужденная жить с монстром в одном доме по причине несовершеннолетия, сейчас она вынуждена жить с ним по причине совершеннолетия.

Ричи Тозиер

Талантливый мальчик-очкарик, говорящий десятками разных людей и являющийся целью для травли из-за своего таланта. Самый болтливый персонаж книги. Стивен Кинг почти лишил его страхов в детстве, однако дал им второй и более явный старт во взрослом периоде жизни. Ричи вырос ведущим шоу, отчего у него развился страх публики. Это заметно при встрече с Неудачниками в будущем, когда на него устремляется глаз, вылезший из печенья с предсказаниями. Однако в детстве он тоже встречает глаз — но уже в сотню раз больше и в канализации.

Эдди Каспбрэк

Мальчик с гиперзаботливой матерью, не следящей за своим же здоровьем, выросший мужчиной-тряпкой с гиперзаботливой женой, которая также за собой не следит. Еще с детства он испытывает на себе чрезмерное трепетание женщины, и это видно потому, что мать-толстуха не пускает его на улицу без куртки, сапог и ингалятора. Мать запугивает его плохой погодой, несуществующей, как потом выясняется от местного врача, астмой и любым другим опасным инородным телом. Так можно оправдать жуткое насекомое, появившееся у него в тарелке из печенья в 1985-м году.

Билл Денбро

Мальчик-заика и книгоман, получивший тяжелую психическую травму в раннем детстве, когда его сбила машина, и чуть позже потерявший брата. Страхи его неоднозначны — это и чудовища из различных прочитанных им когда-либо книг (одно из которых — муха-мутант — оказалось в его печенье с предсказаниями), и травля со стороны тройки школьных злодеев (которых опасается в некоторой степени каждый Неудачник), и нехватка внимания со стороны родителей. Вырастает он писателем-фантастом и пишет о тех же монстрах, которых порождает его разум.

Майк Хэнлон

Единственный чернокожий мальчик, входящий в состав Неудачников, также подвергающийся травле. Он также имел дело с психической травмой, но уже в еще более раннем детстве — будучи младенцем он увидел большую черную птицу, севшую ему на кровать и исклевавшую его, и уже будучи подростком, увидел ту же птицу, только в разы больше него самого. Он остался в Дерри в то время, как все остальные друзья уехали, и ждал того момента, чтобы позвонить им и сообщить о возвращении Пеннивайза.

Упомяну, что это не все члены клуба Неудачников — некоторые из них не имеют четко описанных страхов или вовсе не доживают до второго цикла приема пищи Пеннивайза.

Темы

В книге мельком затронуты расизм, сексизм, эйджизм, насилие, гомофобия, последствия детских и подростковых психических травм и жестокое обращение с детьми. Кинг широко раскрывает некоторые из них, а другие — прячет глубоко под корку.

Расизм четко виден в тех моментах, когда чернокожего мальчика Майка Хэнлона травят хулиганы во главе с Генри Бауэрсом, называя его "грязным ниггером", втирая ему в лицо грязь лишь из-за цвета его кожи, и по той же причине убивают его собаку. А уже в 1985-м Бауэрс приходит к Хэнлону в первую очередь.

Насилие и сексизм видно как со стороны Пеннивайза — по сути, главного пропагандиста насилия в Дерри, — так и со стороны мужа Беверли Марш Тома Рогана, очень схожего характером с её отцом. Все трое обладают одними общими страстями — психическая озабоченность, власть и страх.

Эйджизм виден в презрении и властном отношении взрослых к детям на протяжении всей книги, будь то описание Сони Каспбрэк, матери Эдди, в 1958-м, когда он заставил её признать, что его астма не существует, и она начала плакать, подавая вид жалости: "Эдди, полагала она, не устоит против такого потока слёз и горя. Эта холодная решимость уйдет с его лица. Может, он начнет хватать ртом воздух и в дыхании появится свист, и это будет знак, это всегда служило знаком, что борьба окончена и она одержала очередную победу...", — или тот же отец-тиран Беверли, который не позволяет "его малышкам" взрослеть.

Гомофобия слегка скрыта от невчитывающегося человека и проявляется больше всего в первой сотке страниц книги: "Когда Меллон и Хагарти проходили мимо, по-прежнему обнимая друг друга за талию, Паук Картон крикнул: "Надо бы мне заставить тебя съесть эту шляпу, [нецензурная брань]" <...> Паук Картон решил, что сейчас подправит лицо этого гомика"

Жестокое отношение к детям, опять же, заметно в грехах отца Беверли Марш, а последствия детских и подростковых психических травм демонстрируются как Биллом Денбро с выработанным заиканием после автомобильной аварии, так и Майком Хэнлоном, боящимся птиц после встречи с ними в младенчестве, и Генри Бауэрсом со своей отдельной историей.

Антагонисты

Сын умалишенного бывшего моряка Бутча Бауэрса, ведущего войну с семьей Уилла Хэнлона, отца Майка, Генри Бауэрс является грозой школы и главным распространителем насилия и зла в Дерри после Пеннивайза. Он воспитывался насилием, его мать сбежала от мужа после избиения до полусмерти. Генри, переживая летние работы на ферме и трепки от отца за любые промахи (за исключением убийства собаки Хэнлонов, за которое он был вознагражден), формирует у себя положительное отношение к насилию — для него ни одна проблема не решается мирным путем, насилие для него является неотъемлемой частью жизни. Пеннивайз пользуется этим и заставляет Генри перерезать горло своему отцу, из-за чего тот попадает в психическую лечебницу и выбирается только в 1985-м, когда к нему возвращается внутренний голос монстра. Генри и становится некоторым аналогом Оно для повзрослевших Неудачников, преследуя их.

Итог

Если судить о книге со стороны эмоционального читателя, то это довольно большая, интересная, местами страшная, местами — нет, история о подростках и их страхах, читающаяся на одном дыхании. Если быть менее эмоциональным, то в книге очень грамотно раскрываются актуальные темы и страхи современного человечества и, хоть Книг и сильно злоупотребил жесткостью текста, но можно с уверенностью сказать, что это одно из его лучших произведений.