Найти тему

События после заключения мира между Хасаном и Муавией: Сбор всех участников мирного соглашения в Куфе

События после заключения мира между Хасаном и Муавией
События после заключения мира между Хасаном и Муавией

(предыдущая статья здесь)

СБОР ВСЕХ УЧАСТНИКОВ МИРНОГО СОГЛАШЕНИЯ В КУФЕ

Стороны, подписывающие соглашение, собрались в Куфе, чтобы заключить мир и объявить о нем мусульманам. Людей созвали в соборную мечеть Куфы. Первым выступил Муавия. Он вышел на минбар. Со ссылкой на Абу'л Фарадж аль-Исфахани и со слов Хабиба бин Абу Сабита сообщается, что в своей речи Муавия, упомянув Али, послал в его адрес ругательства, а затем высказал непотребные слова в адрес имама Хасана[1].

Передается следующее от Абу Исхака ас-Сабии: «Знайте, слова данные Хасану бин Али и все мои обещания под моими ногами. Я не буду их соблюдать!».

Абу Исхак затем добавляет свое личное мнение: «Клянусь Аллахом, он был хитрецом и плутом»[2].

(Абу Исхак ас-Сабии, передавший сообщения об этом событии, был из великих табиинов (последователей сподвижников). Он каждую ночь прочитал Коран с начала до конца. В те времена не было более набожного человека и более надежного передатчика хадисов).

В исторических источниках приводятся некоторые выдержки из речи Муавии. Якуби приводит часть записей из той речи: «...после всего этого, несомненно, что у каждой общины, впадавшей после ухода пророка в раздор, ложь побеждала истину».

Якуби пишет, что «когда Муавия понял, что эти слова свидетельствуют против него, то добавил следующее: «За исключение только этой общины, в этой общине истина победила ложь»[3].

Мадаини так передает эту часть того выступления: «О, куфийцы! Вы думаете, что я воевал с вами ради намаза, закята и хаджа? Нет! Я знал, что вы все это выполняете.

Я взялся с вами воевать только ради власти над вами, и чтобы взять в свои руки ваши дела. И сейчас, даже если вы рады этому, Аллах дал исполнится моему желанию. Теперь знайте, что каждая капля крови пролитая в этой смуте - это урон, и я попираю любое соглашение, заключенное с тем! Если они исполнят эти три вещи, то это будет на пользу народу. Вовремя платить налоги, вовремя присылать воинов и биться с врагом. Потому что если вы к ним не пойдете, то они придут к вам».

Когда Муавия закончил выступать и спустился с минбара, установилась тишина. В это время, как пишет Муртаза Мутахари, «появился внук пророка, который своим видом, нравственностью и величием больше всех походил на Посланника Аллаха. И он начал двигаться к от двери отца в сторону минбара соборной мечети Куфы».

Хасан был самым способным для речений без подготовки, он превосходил в красноречии самых талантливых проповедников. Он начал свою речь с этих слов:

«Подобно всем возносящим похвалу я помину Аллаха хвалой. Подобно свидетелям, возносящих свидетельства, я свидетельствуют, что нет бога кроме Аллаха. Также я свидетельствуют, что Мухаммад - Его раб и посланник. Его послали для того, чтобы направить на верный путь и сделали его носителем откровения, достойным доверия. Да будет приветствие и милость Аллаха на нем и его роде.

Теперь же, клянусь Аллахом, я надеюсь, что являюсь человеком, который ради людей, больше всех хочет добра для народа. Хвала Аллаху, у меня в сердце нет ненависти ни к одному из мусульман, я не желаю зла ни одному из мусульман. Знайте, что неприятная ситуация в единстве и единении лучше (для вас), чем неприятная ситуация в условиях одиночества и раздора. Знайте, то, что я задумал для вас лучше, чем то, что вы задумали для себя. В таком случае, не противоречьте моим приказам, не противьтесь моим взглядам. Пусть Аллах простит меня и вас, и пусть направить нас к вещам, которые он любит и которыми он доволен»[4].

Затем он сказал так: «О, община (миллет)! Аллах направил вас на праведный путь с помощью первого из нас. А с помощью последнего из нас он сберег вашу кровь. Несомненно, и у этого дела есть определенный срок. Этот мир в состоянии изменений и движения. Прекрасный и Всевышний Аллах повелел своему пророку Мухаммаду следующее: «Если они отвернутся, то скажи: «Я предупреждаю всех вас в равной мере, и я не знаю, рано или поздно настанет то, что вам обещано.

Воистину, Он ведает о словах, которые произносят вслух, и ведает о том, что вы утаиваете. Я не знаю, может быть, это — искушение (испытание) для вас или же возможность пользоваться благами до определенного времени»[5].

Затем он продолжил так: «...Муавия выпячивает, что проблема в том, что я считаю его достойным халифата, а себя же считают недостойным. Он лжет. Согласно повелению книги Прекрасного и Всевышнего Аллаха и решению Посланника мы больше всех достойны власти. Однако с момента кончины Посланника Аллаха нас подвергали притеснениям и по отношению к нам совершалась несправедливость.

Аллах вынесет решение о тех, кто нас угнетал и нападал на нас, кто поднимал против нас людей, кто отобрал наши доли и полагающееся нам и тех, кто отобрал из рук нашей матери то, что дал ей Посланник Аллаха. Клянусь Аллахом, если бы люди после кончины Посланника Аллаха, присягнули моему отцу, то с небеса бы на них пролился дождь милости, они бы не лишились изобилия земли. И ты, эй, Муавия! Ты не мог бы претендовать на халифат, однако, когда халифат отдалился от истинных хозяев, курейшиты стали спорить между собой. И таким образом, вольноотпущенники и их дети, то есть ты и твои друзья обратили взоры на него.

Между тем, Посланник Аллаха повелел, что «когда внутри общины есть знающие, а она передаст бразды правления другим, то такая община будет откатываться назад, деградировать, в итоге она вернется к той точке, с которой начала».

Сыновья Израилевы, зная, что Харун является представителем Мусы, оставили его и последовали за Самири. И исламская община оставила моего отца и последовала за другими. Между тем, многие слышали, как Посланник Аллаха многократно говорил ему: «Ты для меня подобен тому, кем Харун был для Мусы, единственно, ты не являешься обладателем пророчества».

Они видели, как в день Гадири Хум Посланник Аллаха назначил моего отца, стали свидетелями, как он приказал, чтобы те, кто это видел, передал другим. Посланник Аллаха, призвав свое племя к покорности Аллаху, был вынужден убежать от них, скрывшись в пещере. Если бы среди них были бы помощники, то он никогда бы не сбежал. Мой отец поклялся перед людьми Аллахом и попросил у них помощи, однако, получив положительный ответ, то устранился от дел. Аллах подарил спокойствие Харуну, который остался без помощников, лишился сил, и чья жизнь была в опасности. Он не осудил его.

Он освободил Посланника Аллаха, который остался без помощников и сбежал в пещеру. Он не призвал его к ответу. С меня и моего отца не спросят перед Аллахом, не будем призваны к ответу из-за того, что эта община не защитила нас, не помогла нам. Это все установленные Аллахом законы, правила. Это похожие события, идущие друг за другом».

Затем он добавил следующее: «Клянусь Аллахом, пославшего Мухаммада вместе с истиной, если кто-то уменьшит что-то из нашего права, тому Аллах уменьшит в его деяниях. То есть какая бы сила не взяла власть над нами, в итоге победившей стороной будем мы, и спустя некоторое время вы получите об этом весть».

Затем он повернулся к Муавии, чтобы вернуть ему оскорбления, посланные в адрес его отца: «Тот, кто вспомнил имя Али! Я - Хасан, мой отец же Али. Ты же Муавия, твой отец - Сахр. Моя мать - Фатима. Твоя мать - Хинт. Мой дед - Посланник Аллаха. Твоя бабушка - Фатила. Пусть Аллах проклянет одного из нас, чье имя более ничтожно, у кого больше неверия и повторяется лицемерие!»

Передатчик сообщает: «Многие из находившихся в мечети на эти слова проклятия ответили громким «аминь»[6].

Затем имам Хасан, спустившись с минбара, отправился в Медину. Его проводить пришли предводители сторонников Ахли Бейт - Мусаййиб бин Наджиййа аль-Фазари и Забьян бин Аммара аль-Тайми. Имам Хасан сказал так: Хвала Аллаху, в чьем видение дела. Если даже все творения соберутся и попытаются воспрепятствовать чему-то, то не преуспеют в этом».

Затем заговорил Мусаййиб и рассказал о своей искренней привязанности к Ахли Бейт.

Имам Хусейн сказал: «Мусаййиб! Мы знаем, что ты нас любишь". Имам Хасан же добавил: «Я слышал от своего отца, а тот передал слова Посланника Аллаха: "Тот, кто полюбил какое-то племя, тот будет вместе с ними».

Затем Мусаййиб и Забьян попросили имама вернуться обратно в Куфу. «Для этого нет возможности», - сказал он. На следующий день он вышел из Куфы. Куфийцы все в слезах проводили его. Таким образом, после заключения мира имам Хасан остался в Куфе всего несколько дней.

Когда он достиг местечка под названием Хыйра, то повернувшись к Куфе, он прочел следующий стих:

«Твои друзья не покинули страну из-за ненависти и злобы.

Они те, кто защищали мою запретную честь»[7].

После того, как дети Мухаммада покинули Куфу, то Аллах послал на этот город чуму, массовые смерти. Это было первым мучением, которое они вкусили и посланное в качестве наказания за то, что плохо относились к тем пречистым людям.

Омейядский наместник города Мугийра бин Шуба сбежал из-за страха перед чумой. Вернувшись обратно через некоторое время, он погиб в результате покушения[8].

ЧТО ГОВОРИЛИ О МИРЕ УЧАСТНИКИ СОГЛАШЕНИЯ

Как передает Ибн Касир и некоторые другие историки, Муавия в связи с этим миром сказал следующее: «Мы согласны и на царскую власть и этим готовы довольствоваться!»[9].

Муавия в своем письме имаму Хасану пишет следующее: «У тебя будут следующие привилегии: никто не сможет судить тебя, никто не сможет завершить дела без твоего ведома и никто не будет противоречит твоим взглядам»[10].

Имам Хасан же многократно объяснял свое мировоззрение в связи с заключением мира: «Как вы можете знать, что я сделал?! Клянусь Аллахом, то, что я сделал, то для моих сторонников оно лучше всего на свете».

Он сказала одному из предводителей сторонников Ахли Бейт в Куфе Баширу Хамадани следующее: «У меня не было другой цели от этого мира, как спасти тебя от смерти»[11].

В другой своей речи он сказал так: «О, община! Истина в том, что Аллах дал обрести вам божественное руководство с помощью первого из нас (Али), а последним из нас защитил ваши жизни. Теперь я принял решение заключить мир с Муавией. Что нужно знать? Может быть это испытание и возможность для другого времени»[12].

(продолжение следует)

Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша

[1] Шарх-у Нахджу’л Балага, т. 4, с. 16

[2] Шарх-у Нахджу’л Балага, т. 4, с. 16

[3] Тарих, Якуби, т.2, с.192

[4] аль-Иршад, Шайх Муфид, с. 169

[5] Сура Анбия, 109-111

[6] Масуди, «Комментарий к Ибн Асиру», т. 6, с. 41, 42; Бихару’л Анвар, т. 10, с. 114

[7] Шарх-у Нахджу’л Балага, Ибн-и Аби’л Хадид, т. 4, с. 6

[8] Мурудж’уз-Захаб, Масуди, "Комментарий к Истории Ибн Асира", т. 6, с. 97; Муртаза Мутахари, Мир имама Хасана, с. 345

[9] «История» Ибн Касира, т. 6, с. 220

[10] Ибн Аби’л Хадид, т. 4, с. 13

[11] Динавари, с. 203

[12] Тарих-и Йакуби, т. 2, с. 192