Может ли желание избегать любого стресса и все чаще оставаться дома усугубить тревожные расстройства? Как справиться с желанием во всем быть уверенным, получить гарантии?
Отвечу на эти вопросы так:
Яркая жизнь прямо пропорциональна риску, который вы готовы впустить в свою жизнь. Чтобы вечер был наполнен хоть какими-то событиями, вам нужно их создать. Например, специально пойти в кино. Если вы хотите получить гарантию, что фильм в кинотеатре 100% понравится, вам нужно остаться дома.
Если хотите быть абсолютно уверенным в том, что дорогой инструмент окупится, вы останетесь в восторге и сделаете с его помощью шедевр, тогда лучше отказаться от этого приобретения. Большая вероятность, что это не получится в первое время, или дело вообще не в инструменте. Но отказавшись от покупки вы лишите себя потенции - возможности опробовать на собственном опыте, получить эстетическое удовольствие от материалов и качества работы.
Риск - это не всегда плохо. Риск - это обещание, что у вас будет новый опыт, новый материал, которого никогда прежде не было. И это самое прекрасное, что может дать жизнь. Потому что плохо - это когда у вас нет потенции, нет вариативности и возможности попробовать разное. Когда вам действительно некуда идти, вас нигде не ждут.
Тот, кто ищет гарантии в развитии, карьере, лечении, всегда будет стоять на месте. Иногда риск нужно просчитывать, видеть выгоду, но не стараться полностью оградить себя от вариативности проиграть, получить лишь 20, 30, 40, 50, 80 процентов от ситуации.
Когда вам страшно начинать, что-то новое и сложное, вы должны научиться видеть выгоду 1/10, а не 1/1. Где 1 часть - это ваш вклад, а 10 частей - то, что вы потенциально можете получить.
Расклад: 1 часть моего вклада, 1 часть выгоды - это вариант в никуда.
50/50, либо проиграл, либо выиграл, либо сильный, блещущий здоровьем, либо слабак, либо гений, либо пустое место - такой подход никогда не будет мотивировать.
Пример:
- Смысл выходить из квартиры? Что там делать? Я сейчас выйду, мне станет страшно и плохо - 1/1.
- Я выйду из квартиры, хотя мне трудно это сделать, мне страшно и прошлый раз стало плохо. Но я хочу подышать свежим воздухом, хочу сменить обстановку, чтобы банально мои глаза не были ограничены стенами. Это снимет напряжение и заземлит мою психику. Возможно, мне будет плохо, а может, нет. Может, это будет не так сильно, я смогу сесть на скамейку. Я не обязан сразу уходить далеко или с кем-то разговаривать. Для начала мне достаточно просто постоять у подъезда. Это будет большой шаг для меня, я смогу собой гордиться, и так показать своему мозгу, что опасности нет. Завтра я пройду дальше, увижу как меняется погода, потрогаю листья руками, куплю мороженое или кофе, посижу в тишине. Мне совершенно не обязательно выходить за порог только когда я вообще ничего не боюсь, или когда у меня исключительно хорошее настроение. Я могу выходить на улицу когда угодно, в том числе, когда мне тревожно, без макияжа, в плохом настроении без желания общаться с людьми, я никому и ничем не обязан - 1/10
Так получилось, что сначала локдаун, теперь политические события создают тревожный фон
В попытке снизить свою тревожность, люди задают много вопросов, скупают сахар, туалетную бумагу, снимают наличные средства. Это создает иллюзию контроля, а также привычного комфорта и обеспечивает временное облегчение от тревоги.
Такое поведение направлено на искусственное создание безопасности и может варьироваться от безобидного до самого экстремального. Некоторые люди баррикадируется в своих домах, перестают общаться с друзьями, обрастают защитными амулетами, скупают продукты на все оставшиеся деньги, уезжают из города, чтобы спрятаться в глуши. Другие подсаживаются на алкоголь, сигареты, антидепрессанты, моют руки через каждые 20 минут и т.д.
Изоляция и избегание жизни никогда никому не шли на пользу
Если человек не заразился, с ним не случилось ничего экстремального, он говорит себе, что это все благодаря мерам предосторожности. Если бы он не был так осмотрителен, все обязательно было бы плохо, а значит, нужно продолжать в том же духе.
Получается, что его магическое мышление, склонность все видеть в черно-белом цвете, заниматься избеганием остаются без внимания. Со временем тревожность усилится.
В какой-то момент такой человек рискует обнаружить, что теперь он сильно зависим от своих ритуалов, которые создавали для него безопасность. Эти ритуалы и поведение не совместимы с реальной жизнью, работой и окружающими людьми. Трудно выйти даже в супермаркет, денег не хватает, офис вызывает панику, начальник недоволен, друзей не осталось, потому что они считают все это странным.
Безопасное поведение мешает узнать на собственном опыте, что страшные мысли и представления о будущем не так катастрофичны, как ожидалось
Иными словами, ничего не складывается так, как мы себе придумываем. Не случаются самые страшные варианты или самые радужные. Жизнь стремится к усреднению.
Только оставшись в метро и доехав до нужной станции можно узнать, что симптомы страха в теле (тахикардия, озноб, тремор рук) не приводят к смерти, а выход из подъезда и паническая атака не вызывают обморок, никто на вас не смотрит злобно или осуждающе, не стремится напасть, оскорбить или отобрать последнее. Люди заняты собой и своими проблемами.