Найти в Дзене
Репортёр

100 дней после приказа. Комментарии к промежуточным итогам СВО

100 дней назад Россия начала военную операцию на Украине. Обычно такой срок используется для подведения неких предварительных итогов, хотя это более полезно для понимания того, куда мы пришли, чем того, где окажемся в итоге.

Первый и главный итог: обе стороны сильно ошиблись в отношении перспектив операции. На Украине скорое окончание операции «через 2-3 недели» уже успело стать дежурным мемом. В России оно потребовало не просто коррекции планов операции, а изменения сценария: отступления на севере Украины.

Этим шапкозакидательством стороны помогли друг другу. Украина до последнего думала, что российские ультиматумы — блеф. Россия надеялась, что сможет повторить на Украине 08.08.08.

Со стороны Украины и её союзников часто можно услышать тезис «3 мировая уже началась». Не будем его комментировать, однако сегодня это действительно не междусобойчик. Запад шлёт Украине финансовую помощь, наёмников и оружие.

К тому же экономический эффект от операции превзошёл все ожидания: дорожает нефть, металлы и продовольствие. Ряд стран Африки и Ближнего Востока столкнулись с перспективой голода. Даже в ЕС нормируют продажу продовольствия и начали вводить продуктовые талоны.

Кроме того, ЕС накрыла волна украинских беженцев, несравнимая даже с сирийской — 7 млн за 3 месяца (5 млн до сих пор в ЕС). Из Сирии столько выехало в течение 10 лет.

Согласно последней оценке ООН жертвами конфликта стали не менее 4113 гражданских. Эти данные очень приблизительны и учитывают только тех, чья гибель достоверно подтверждена.

Говорить о военных потерях бессмысленно, поскольку с обеих сторон эта информация корректируется для целей военной пропаганды. В любом случае речь идёт о тысячах человек с каждой стороны: даже Украина начала признавать, что несёт потери в размере «60-100 человек в день».

Военная помощь Запада Украине в ходе операции изменилась количественно и качественно. Только спустя 5 лет с начала конфликта на Донбассе США решились на поставку Украине комплексов Javelin. Сегодня похожие ПТРК Украина получает из Великобритании, ФРГ и Швеции, причём  счёт давно пошёл на тысячи. А США «отметили» 100 дней конфликта заявлением о поставке Украине РСЗО HIMARS.

Военная операция значительно сузила поле для свободы слова в обеих странах. На Украине военную операцию использовали для монополизации власти Зеленского и зачистки оппозиции во всех смыслах этого слова:

— запрет т.н. пророссийских партий;

— зачистка СМИ, введение формата единых новостей (украинский синоним военной цензуры);

— преследования нелояльных: прокуратура и СБУ тысячами штампуют дела о «сепаратизме» и «госизмене».

В РФ своя специфика, выразившаяся в расколе культурной элиты. Выделить несогласных с военной операцией просто: это в основном эстрадные исполнители, журналисты, телеведущие, политики, покинувшие Россию за последние 3 месяца. Сегодня их пытаются организовать в пул т.н. «правильных русских», основу для будущего оппозиционного движения. В этом смысле военная операция — пролог для гражданского противостояния в РФ.

Военную операцию не удалось удержать в границах Украины, хотя прорывы конфликта вовне были не слишком значительными: дрейф морских мин к побережью Турции, теракты в ПМР, явно организованные с украинской стороны, обстрелы сёл и нефтебаз в приграничных с Украиной областях.

Впрочем затягивание операции и получение Украиной новых вооружений увеличивает эти риски.

Для Украины наиболее значимыми успехами этих 100 дней была ликвидация риска потери Киева или даже боёв в черте города, а также получение от союзников новых типов вооружения: БПЛА, реактивной и ствольной артиллерии, средств ПВО. По сути, Украина — уже член НАТО.

Для РФ такими успехами стал сухопутный коридор в Крым и принуждение к сдаче в плен гарнизона «Азовстали».

В целом же слово «успех» в сложившейся ситуации выглядит равно неуместным для обеих сторон.

#РепортёрРазбор

#россия #украина #спецоперация #политика

СВО
1,21 млн интересуются