Найти в Дзене

10 самых влиятельных психологов

Оглавление

Широту и разнообразие психологии можно увидеть, взглянув на некоторых из ее самых известных мыслителей. Хотя всякий теоретик, возможно, был частью доминирующей школы мысли, каждый из них привнес в область психологии уникальную перспективу.

Этот перечень, составленный на основе известного исследования «100 самых выдающихся психологов 20-го века» в качестве руководства, ни в коем случае не является исчерпывающим. Цель этого списка — дать представление о некоторых основных теоретических воззрениях, которые повлияли не только на психологию, но и на культуру в целом.

Беррес Фредерик Скиннер

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Стойкий бихевиоризм Б. Ф. Скиннера сделал его доминирующей силой в психологии, а терапевтические методы, основанные на его теориях, широко используются и сегодня, включая модификацию поведения и жетонный метод. Скиннера помнят за его концепции оперантного обусловливания и теорию подкрепления.

Жан Пиаже

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Теория когнитивного развития Жана Пиаже оказала глубокое влияние на психологию, особенно на понимание интеллектуального роста детей. Его исследования способствовали прогрессу психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и реформе образования.

Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже за интеллектуальным развитием и мыслительными процессами детей как открытие, «настолько простое, что до него мог додуматься только гений».

Зигмунд Фрейд

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Работа З. Фрейда подтверждала убеждение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Он также представил доказательства того, что культурные различия влияют на психологию и поведение. Его работа способствовала нашему пониманию человеческого развития, личности, клинической психологии и патопсихологии.

Альберт Бандура

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Работа А. Бандуры считается частью когнитивной революции в психологии, начавшейся в конце 1960-х годов. Теория социального обучения Бандуры подчеркивает важность обучения через наблюдение, имитации и моделирования.

«Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, не говоря уже о том, что оно было бы опасным, если бы людям приходилось полагаться исключительно на последствия своих собственных действий, чтобы информировать их о том, что делать», — объяснил Бандура в своей книге 1977 года «Теория социального обучения».

Леон Фестингер

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Л. Фестингер разработал теории когнитивного диссонанса и социального сравнения, чтобы объяснить, как социальные условия влияют на человеческое поведение. Когнитивный диссонанс — это состояние дискомфорта, которое вы испытываете, когда придерживаетесь двух противоречивых убеждений. Вы можете курить, даже зная, что это вредно для здоровья.

Его теория социального сравнения говорит, что вы оцениваете свои идеи, сравнивая их с тем, во что верят другие люди. Вы также с большей вероятностью будете искать других людей, которые разделяют ваши убеждения и ценности.

Уильям Джеймс

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Психолога и философа У. Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его учения и труды помогли утвердить психологию как науку. Среди его многочисленных достижений была публикация 1200-страничного текста «Принципы психологии», который быстро стал классикой в ​​этой области.

Кроме того, Джеймс внес свой вклад в функционализм, прагматизм и оказал влияние на многих студентов-психологов во время своей 35-летней преподавательской карьеры.

Иван Павлов

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Иван Павлов был русским физиологом, чьи исследования условных рефлексов и классическое обусловливания повлияли на развитие бихевиоризма в психологии. Экспериментальные методы Павлова способствовали переходу психологии от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.

Карл Роджерс

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

К. Роджерс сделал акцент на человеческом потенциале, который оказал огромное влияние как на психологию, так и на образование. Он стал одним из крупнейших гуманистических мыслителей и оказал одноименное влияние на терапию своей клиент-центрированной терапией.

Его дочь, Натали Роджерс, описала его как "образец сострадания и демократических идеалов в его собственной жизни, а также в его работе в качестве педагога, писателя и терапевта".

Эрик Эриксон

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Сценическая модель психосоциального развития Эрика Эриксона помогла создать интерес и исследования человеческого развития на протяжении всей жизни. Эго-психолог, который учился у Анны Фрейд, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни, включая события детства, взрослости и старости.

Лев Выготский

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Л. Выготский был современником некоторых наиболее известных психологов, включая Пиаже, Фрейда, Скиннера и Павлова, однако его работа никогда не достигала такой же известности при жизни. Во многом это связано с тем, что многие из его сочинений до недавнего времени оставались недоступными для западного мира.

Начиная с 1960-х и по 1990-е годы многие из его произведений были переведены с русского языка, но в последние десятилетия его работа приобрела огромное влияние, особенно в области педагогической психологии и развития ребенка.

Хотя его преждевременная смерть в возрасте 38 лет остановила его работу, он стал одним из наиболее часто цитируемых психологов 20-го века.