Найти тему

Эволюция балетного костюма

Соломатина Алёна арт-трек «Театральные подмостки».

  Первые балеты в России напоминали традиционные бальные танцы, потому что движения почти не отличались, а костюмы исполнителей напоминали обычные праздничные наряды того времени. Отличались они только отделкой: на них было больше воланов, сборок и россыпи камней. Костюмы женских ролей, которые часто исполняли юноши, представляли собой длинные платья на специальном каркасе и со множеством подъюбников. Расшитые камзолы и панталоны использовали в качестве мужских костюмов, дополняли образы высокие сложные прически, вычурные головные уборы и модные туфли на каблуках.
  В начале XVIII века, когда балет стал отдельным представлением и усложнилась хореография, мужские сценические костюмы становились легче, а женские еще и более открытыми. Впервые укороченную юбку, открывавшую щиколотки балерины, использовала французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Такая длина позволила балерине дополнить танец новыми элементами, поэтому моду на подобные платья переняли русские балерины.
  В начале XIX века в моду вошел стиль ампир с полупрозрачными, легкими платьями. Громоздкие костюмы сменились струящимися нарядами, похожими на древнегреческие одеяния — туники, а туфли на каблуках заменили атласной обувью на плоской подошве. Ее крепили на ногах с помощью длинных изящных лент — так появились пуанты.
В костюмах в стиле ампир выступала известная русская балерина Евдокия Истомина. А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» посвятил ей строки:
«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет».
  Со временем костюмы становились еще более открытыми. Наряд, который сегодня мы называем пачкой, пришел к нам из Италии. В нем станцевала итальянка Мария Тальони в 1832 году. Пачка представляла собой многослойную юбку из воздушной ткани на корсаже. Корсаж застегивался сзади на крючки и затягивался лентами. Пачка хоть и прикрывала колени балерины, но первое время считалась неприлично короткой. После того, как стала усложняться хореография в спектаклях: добавились прыжки, вращения – пируэты, фуэте, юбки стали еще короче, а пуанты снабдили твердым носком, чтобы балерины могли танцевать.
  В начале XX века балетные наряды стали еще смелее. Балерины облачались и в привычные пачки, и в смелые стилизованные наряды — восточные и этнические костюмы. Позже, чем техничнее становился танец, тем проще одевали танцовщиков. Балерины стали надевать обтягивающее трико.
  В наши дни в балете можно увидеть костюмы разных фасонов, но в классическом балете предпочтение за традиционным костюмом.