На этой неделе стало известно о том, что Шерил Сандберг уходит с поста главного операционного директора Meta*. И хотя Сандберг заявила о своем уходе в первый день июня, с таким же успехом это заявление могло быть сделано в любой другой день в этом году. Ну, или за последние семь лет.
На протяжении многих лет Сандберг занимала множество должностей в Facebook* и помогала руководить компанией в течение нескольких бурных периодов. Однако в разговорах с людьми, которые тесно сотрудничали с ней, на самом деле было только две разные эпохи во времена Сандберг в Facebook, и они четко укладываются в два семилетних периода.
С 2008 по 2015 год Сандберг сыграла решающую роль в становлении Facebook*. Получив высокую должность в Google, она обеспечила молодой компании авторитет среди рекламодателей, которого ей раньше недоставало. Марк Цукерберг доверял ей функции, которые, по его мнению, были менее важны для успеха компании. Сандберг создала и развивала политику, коммуникации и команды и на этом пути стала одним из самых выдающихся бизнес-лидеров в Америке. В течение полувека быстрорастущие стартапы открыто говорили о том, чтобы «найти свою Шерил», которая помогла бы им расти и взрослеть. Сандберг была образцом для подражания.
Вторая эпоха, начиная с 2016 года, выглядела совсем по-другому. К концу этого года Facebook* внезапно и надолго окажется в обороне. Каждый месяц в то время, казалось, приносил новый скандал: проблемы конфиденциальности данных, распространение хейта, злоупотребления со стороны хакеров и троллей, расследования Федеральной торговой комиссии, генеральных прокуроров штатов и бесчисленных других регулирующих органов по всему миру.
В промежутке между первой и второй эпохами Сандберг пережила два катаклизма. Первым была внезапная смерть ее горячо любимого мужа Дейва Голдберга в мае 2015 года. Вторым стало избрание Дональда Трампа в ноябре следующего года. После выборов сфера влияния Сандберг постепенно сужалась. В 2018 году Цукерберг провел серьезную реорганизацию своих исполнительных команд. Позже The Wall Street Journal писал, что доля сотрудников, отчитывающихся перед ней, значительно сократилась.
Сандберг заняла роль, которая была довольно незначительной для лидера ее уровня: она сосредоточилась на контроле за усилиями компании по продвижению малого бизнеса. Это больше походило на консультационный проект с неполной занятостью, чем на работу, подобающую операционному директору. Позже Сандберг призналась, что ее мысли блуждали в другом месте: о филантропии, о проблемах женщин, о ее предстоящем замужестве. В интервью The Verge она описала себя как «14 лет на работе, которой, как я думала, хватит на пять лет». Возможно, именно поэтому новости о ее уходе никого особо не удивили — это был всего лишь вопрос времени.
В то же время Сандберг всегда была только № 2: главным заместителем генерального директора, который сохраняет полный контроль над компанией с помощью голосования и с которым в конечном итоге все решается. Шли годы, и Цукерберг начал играть более непосредственную роль в политических и коммуникационных решениях, которые когда-то принадлежали генеральному директору, становилось все труднее различать, какие решения, если таковые вообще были, действительно принадлежали Сандберг. Конечно, она сохраняла некоторое влияние в компании даже в последние месяцы своей работы. Но из-за чего именно?
В конечном счете, ни одна колонка не может описать такую исключительную фигуру во всех ее аспектах: легендарный оператор, противоречивая феминистка, self-made миллиардер, небрежный политический руководитель, практикующий темные способы в связях с общественностью. Все эти качества будут раскрыты в ближайшие недели и годы в статьях, книгах и, по крайней мере, в одном телесериале. Кажется вполне уместным, что ее время в Facebook* заканчивается таким образом.
*входят в Meta – организацию, запрещенную на территории РФ.
/ по материалам зарубежных источников — Кейси Ньютон, The WSJ, Verge)