Найти в Дзене
Другая Москва

Путешествие во времени по Москве прошлого по следам трамвайных маршрутов. От завода "Динамо" до Автозаводского моста.

Это продолжение прогулки по трамвайному прошлому Москвы.
Первая часть маршрута --
вот здесь. Вторая -- вот тут.

Ну что же, продолжим поездку на московские окраины на трамвае 49 маршрута от завода "Динамо". Кстати, завод этот изначально ещё дореволюционной постройки, основан был ещё аж в 1897 году, и даже ещё до революции стал именоваться "Динамо". Сначала он назывался "Центральное электрическое общество в Москве", но в 1913 году его переименовали в Русское электрическое акционерное общество "Динамо". В советское время он был одним из крупнейших электромашиностроительных заводов страны. Производил электродвигатели для электровозов, вагонов метро, и для других видов транспорта и техники. Он пережил даже 1990-е годы, но в 2015 окончательно был обанкрочен, а помещения сданы в аренду под офисы, магазины и едальни.

Трамвай у завода "Динамо", 1931 год.
Трамвай у завода "Динамо", 1931 год.

Дальше по улице Ленинская слобода трамвайная линия выходит прямо на набережную Москвы-реки и некоторое время идёт вдоль неё:

Трамвай на Ленинской слободе. 1966 год.
Трамвай на Ленинской слободе. 1966 год.

С правой стороны по ходу трамвая одно время можно было видеть вот такую лодочную станцию:

Лодочная станция в районе Симоновской набережной.
Лодочная станция в районе Симоновской набережной.

А слева по ходу движения можно было увидеть сначала жилые дома, построенные изначально для служащих завода А.В. Бари:

Дом для служащих завода А.В. Бари. Фото 1999 года.
Дом для служащих завода А.В. Бари. Фото 1999 года.

Его завод производил крупные котлы, а находился напротив завода "Динамо", где сейчас находится БЦ "Омега Плаза III" (слева по ходу нашего трамвая, напротив корпусов завода "Динамо").

А чуть позже можно было увидеть здание театра "рабочего дворца Пролетарская кузница":

Театр рабочего дворца "Пролетарская кузница".
Театр рабочего дворца "Пролетарская кузница".

До революции это была столовая завода А.В. Бари. Про жизнь рабочих на заводах Бари можно процитировать фрагмент статьи Б.Б. Глинского «Фабрично-заводская Россия» из журнала «Исторический вестник» (№ 9 за 1896 год):

"Рабочий день на заводе г. Бари измеряется всего лишь десятичасовой работой, причем это сокращение рабочего времени не имеет никакого влияния на размер заработной платы: она выше платы на остальных фабриках на 10%. Система штрафного наказания совершенно здесь изгнана, а увольнения рабочих практикуются только в исключительных случаях. Рабочие получают в день от завода совершенно бесплатно по 6 кусков сахару на человека и чай 2 раза в день, без всякого ограничения порции, а также обед, состоящий из двух блюд: 1) супа с мясом (порция Ѕ ф.) и 2) каши с салом, причем хлеба можно потреблять вволю."

В Первую мировую войну в здании находился Симоновский земской лазарет."

При этом рабочие завода Бари принимали активное участие в Февральской и Октябрьской революции. В этом же здании в 1917 помещался штаб Красной Гвардии. Позже в 1917 г. здесь был Народный дом (на фото ниже), затем — клуб «Пролетарская кузница», что на фото выше.

Симоновский народный дом А.В. Бари, фото 1917 года.
Симоновский народный дом А.В. Бари, фото 1917 года.

К 1 мая 1957 г. здание было переоборудовано под Дом культуры завода «Динамо», что уже изменило стиль оригинального здания до неузнаваемости:

ДК завода "Динамо", 1983 год.
ДК завода "Динамо", 1983 год.

После развала СССР некоторое время помещение ДК "Динамо" было арендовано клубом X-Ray, затем здание было закрыто на капитальный ремонт. А после ремонта тут открылся ночной клуб Zona, просуществовавший с 25 декабря 2003 г. по 2014 г. Со стилем тут ещё "поработали", получилось нечто совсем аляпистое:

Клуб Zona, фото с Яндекс-карт.
Клуб Zona, фото с Яндекс-карт.

После закрытия "Зоны" в 2014 г. в здании открылся клуб для лиц нетрадиционной ориентации "Central Station", а в апреле 2016 г. открыт ещё и второй клуб — "Zona-Versal". Если верить Яндексу, по крайней мере "Центральная станция" там работает до сих пор, как и сауна "Voda".

История не лишена иронии: как одно здание прошло из рук революционных рабочих через военный лазарет и дом культуры до подобного "клуба".. видимо, революционные рабочие тоже имели червоточину! Все революции в итоге превращаются в фарс со временем.. вероятно, тут произошло примерно то же самое.

Ну да ладно, на момент нашей трамвайной прогулки это был всего лишь обычный Дом Культуры завода.. поехали дальше!

Если отсюда спуститься к реке, ещё в 1930-е годы можно было увидеть такую картину:

Вид на реку, Симонов монастырь и завод Динамо, фото около 1930 года.
Вид на реку, Симонов монастырь и завод Динамо, фото около 1930 года.

Вдалеке виден Симонов монастырь, а прямо справа -- завод Динамо с ажурной водонапорной башней по проекту Шухова. Позже её снесли, к сожалению.

Дальше улица немного поворачивает влево вслед за берегом реки, и слева по ходу нашего трамвая мы видим корпуса Всесоюзного теплотехнического института, а также трубы его экспериментальной ТЭЦ:

Всесоюзный теплотехнический институт и трубы его экспериментальной ТЭЦ.
Всесоюзный теплотехнический институт и трубы его экспериментальной ТЭЦ.

История этого здания такова:

В 1916 году в Симоновой слободе было построено одно из самых прекрасных зданий предреволюционных лет, в псевдо-романском стиле – здание 2-ой Городской трамвайной электрической станции (а первая трамвайная электростанция была в самом центре, теперь там модное арт-пространство "ГЭС-2", вот здесь можете прочесть подробнее про неё).

В 1913 году город приобрел участок на краю Симоновой слободы, за заводом Бари. Здесь было решено построить 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев. В Симоновой слободе город решил также устроить центральный угольный склад. Цены здесь были невысоки, город покупал землю у трех владельцев: Бари, Дервиза, и крестьян деревни Кожухово, при этом землю под дорогами уступали безвозмездно. Был куплен участок свыше 10 десятин. От Сергиевой площади (это сейчас примерно место площади перед входом в ТЦ "ROOMER" и ТЦ "Глобал Молл") к станции должен был быть проложен одноколейный путь.

К сооружению электрической станции приступили в 1915 году.
К 1916 году были закончены вчерне главные станционные здания, заказаны машины. Мощность станции должна была составить 20000 КВт (мощность первой станции на Берсеньевской набережной - 10000 КВт). Предполагалось проложить по дну Москва-реки кабель к
первой электрической станции для трамваев.

Но работать станция так и не начала. В 1922 году ее здания были переданы Всесоюзному теплотехническому институту. В здании установили 10 паровых котлов и две турбины. Экспериментальная ТЭЦ института (ТЭЦ ВТИ) открыта 31 мая 1925 года.

С 1928 года ТЭЦ снабжала электроэнергией и паром промышленные предприятия (Завод имени Лихачёва, завод «Динамо» и другие).

Вот здание Теплотехнического института с другого ракурса, который с трамвая было не увидеть:

Теплотехнический институт. Фото 1947 года.
Теплотехнический институт. Фото 1947 года.

А вот дома сотрудников Теплотехнического института рядом:

Дома сотрудников Теплотехнического института, фото конца 1930-х годов.
Дома сотрудников Теплотехнического института, фото конца 1930-х годов.

Весьма неплохие дома, это видно! Явно сотрудников там ценили.

Дальше трамвайная линия выходила сначала на нынешнее ТТК прямо напротив главного административного корпуса ещё одного крупного завода -- АМО-ЗиС. Вот демонстрация рабочих конца 20-х годов в этом месте. В этом кадре мы смотрим ровно по ходу нашего трамвая:

Фото административного корпуса АМО-ЗИЛ 1929 года.
Фото административного корпуса АМО-ЗИЛ 1929 года.

Сейчас в этом здании находится Музей хоккея.

И вот мы поворачиваем направо на Амовский проезд (от прежнего названия завода АМО, который стал впоследствии "ЗиС"ом, а потом -- и "ЗиЛ"ом), который впоследствии станет Автозаводской улицей, а ныне -- частью ТТК.

На этом фото 1934 года мы смотрим как раз по пути нашего трамвая в сторону Тульской и видим парад физкультурников завода АМО-ЗиС:

Парад физкультурников завода АМО-ЗиС. 1930-е годы.
Парад физкультурников завода АМО-ЗиС. 1930-е годы.

На фото прямо по нашим трамвайным рельсам шагают физкультурники..

Позже, в 1950-х годах улица Автозаводская слева из окна нашего трамвая выглядела бы уже так:

Улица Автозаводская в 1950-х годах.
Улица Автозаводская в 1950-х годах.

Однако трамвай по ней тогда уже не ходил: его пути переложили прямо на набережную Москвы-реки и далее в сторону Тульской, за новыми корпусами ЗиСа. Ныне это набережная за ТЦ "Ривьера".

Вот как выглядела в переложенная по набережной в 1950-х годах линия:

Трамвайная линия вдоль набережной Москва-реки в 1950-х.
Трамвайная линия вдоль набережной Москва-реки в 1950-х.

И далее она шла в сторону Автозаводского моста:

Трамвайная линия вдоль набережной Москва-реки в 1950-х.
Трамвайная линия вдоль набережной Москва-реки в 1950-х.

А вот и сам разворотный круг Автозаводский мост:

Трамвайный круг "Автозаводский мост", фото 1959 года иностранного фотографа. 
Русские фотографы тогда в цвете почти не снимали.
Трамвайный круг "Автозаводский мост", фото 1959 года иностранного фотографа. Русские фотографы тогда в цвете почти не снимали.

А это тот же круг в последний год существования нашей линии в её основном виде, 1987 год:

Трамвайный круг "Автозаводский мост", фото 1987 года.
Трамвайный круг "Автозаводский мост", фото 1987 года.

Поначалу этот круг был конечной и нашего 49 маршрута, но после 1934 года маршрут продлили и далее в сторону Тульской.

Ну что ж, эта часть нашего маршрута тоже завершена, а в следующей части мы поедем с вами в сторону Тульской и далее на рабочие окраины!

Первая часть нашей трамвайной прогулки -- вот здесь. Вторая -- вот тут.

Продолжение нашей трамвайной прогулки -- тут.

===================================================

Здесь — описание моей авторской пешеходной экскурсии по уникальной Ивановской горке, выбирайте удобную для вас дату и записывайтесь:

Авторская экскурсия: "Уникальная Ивановская горка — древность и современность. Москва настоящая".
Dr. Moskauer22 мая 2022

А здесь вы можете посмотреть и записаться на мою экскурсию по Замоскворечью:

Авторская экскурсия "Удивительное Замоскворечье: "провинция в центре Москвы". Стрельцы, купцы, толмачи, татары и масоны!"
Dr. Moskauer13 мая 2022

Также здесь вы можете прочесть первую часть рассказа о масонских символах в Москве:
"Масонские символы в архитектуре и истории Москвы".
Этим летом у меня будет экскурсия, специально посвящённая этой тематике. Подписывайтесь на канал и присоединяйтесь!

#история #москва #трамвай #транспорт #прогулка по москве #другая москва #московский транспорт #история москвы #экскурсии по москве #история транспорта