Решила я, значит, пощадить свою нервную систему, оградив ее на ближайшее время от литературы военной тематики, и…и не удалось. Под симпатичной обложкой, с которой взирала на меня жгучая брюнетка с бокалом в руках на фоне Эйфелевой башни, обнаружился совсем не легкомысленный сюжет.
«Искусство терять» оказалось не про банальные любовные похождения, где из «потерять» можно только голову, сердце, мужчину и душевное равновесие. Всё оказалось гораздо сложнее и глубже. И, опять же, морально тяжелее. Алжир времён возникновения его как самостоятельного государства после более, чем столетней колонизации. О том, как Франция «передавала» бразды правления Алжиром алжирцам. О становлении молодого государства, которое «изживало» неугодных соотечественников, имевших несчастье состоять в каких-либо отношениях с государством, десятилетиями управлявшим страной и властвующим над его населением. Молодой Алжир лишал Родины, обрекал на незавидное существование на чужбине, лишал привычного мира и образа жизни, с корнями «вырывал» человеческие судьбы из своей истории, оставляя только воспоминания, в которых ты был полноправным членом страны, состоявшимся человеком, достойным мужчиной и мужем. А взамен все те, кому удалось-таки сохранить жизнь, ставшие вынужденными изгнанниками, получили лишь нескончаемый, грызущий страх перед будущим, неясные перспективы и нежелание новой Родины принимать их в своё лоно как полноправных граждан и полноценных людей.
Читаю.
Понимая, что все, что есть сейчас, всё это уже было. И ещё будет.
И нет, наверное, этому конца…
Ничему мы не учимся, никаких выводов из ошибок прошлого не делаем.
Единственный навык, который мы в совершенстве отточили за столетия истории, - мы еще виртуозней научились «плясать» на граблях.