Найти тему

Нужен ли России Болонский процесс?

В 2003 году, после чего в стране начала формироваться двухуровневая система образования — бакалавриат (четыре года) и магистратура (два года).
В 2003 году, после чего в стране начала формироваться двухуровневая система образования — бакалавриат (четыре года) и магистратура (два года).

В последние дни в СМИ очень часто звучат мнения о том, что Россия планирует отказаться от системы бакалавриата и магистратуры в вузах. Болонский процесс объединяет 48 государств. Россия присоединилась к нему в 2003 году, после чего в стране начала формироваться двухуровневая система образования — бакалавриат (четыре года) и магистратура (два года).

О том какие есть плюсы и минусы нахождения нашей страны в Болонском процессе и каковы перспективы выхода из него – поясняет наш эксперт – профессор КНИТУ, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, известный специалист в области социологии науки Олег Михайлов.

Олег Михайлов - профессор КНИТУ, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, известный специалист в области социологии науки
Олег Михайлов - профессор КНИТУ, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, известный специалист в области социологии науки
«На мой взгляд, Болонский процесс давно пора отправить на свалку истории, - комментирует Олег Васильевич. – Специалитет дает знания, а двухуровневая система ориентирована на получение навыков, однако высшее образование должно решать более серьезные задачи. Изначально сторонники Болонского процесса говорили о том, что наши дипломы будут котироваться на Западе, но на практике этого не произошло. К тому же сейчас магистратуру можно приравнять к вечернему образованию, когда студенты совмещают учебу и работу, а если человек собирается идти в науку - это нереально».
Специалитет дает знания, а двухуровневая система ориентирована на получение навыков
Специалитет дает знания, а двухуровневая система ориентирована на получение навыков

Еще одна задача, которую решала система двухуровнего образования – это обучение иностранных студентов. К нам приезжает большое количество молодых людей, которые получив образование здесь, возвращаются на Родину. Для вуза это выгодно не только с точки зрения партнерского международного взаимодействия, но и в финансовом плане. Значит, уходя от Болонского процесса Россия может потерять этот контингент?

Болонский процесс объединяет 48 государств
Болонский процесс объединяет 48 государств
«Я считаю, что ставку делать нужно на своих студентов», - говорит Олег Михайлов. – К тому же, дружественные России страны найдут способ адаптировать систему нашего образования под свои стандарты, если они ценили и ценят само образование в нашей стране».
Сейчас магистратуру можно приравнять к вечернему образованию, когда студенты совмещают учебу и работу, а если человек собирается идти в науку - это нереально
Сейчас магистратуру можно приравнять к вечернему образованию, когда студенты совмещают учебу и работу, а если человек собирается идти в науку - это нереально

Один из вариантов выхода из сложившейся ситуации – сохранение и специалитета, и двухуровневой системы. Кто это будет решать – профильные министерства или сами вузы – пока неизвестно.