Читатели попросили прокомментировать статью о копьях с канала наших хороших друзей из города-героя Минска. Там вначале есть такой пассаж:
Китайцы не различали копье и пику - и то и другое они называются цян (qiāng, 槍). Таким образом, мы не всегда знаем, какие из них использовались пешими военными, а какие всадниками.
Тут сразу вспоминается хорошо известный в Поднебесной чэнъюй:
自相矛盾 zìxiāng máodùn – Своим копьем пробить свой щит
Его смысл прост: "Противоречить самому себе" или "Говорить противоположные по смыслу вещи", ибо в конце автор сам же пишет:
Обратите внимание, что в китайском тексте слово, обозначающее копье, в этой записи не является обычным qiāng (槍), а гораздо менее распространенным словом máo (矛). Цян бывают разных форм и размеров, некоторые наконечники имеют форму листа, другие имеют более дикие формы, такие как крест или пылающий огонь. Мао, по крайней мере во времена Цин, отличаются от цян длинными и тонкими наконечниками с довольно толстым поперечным сечением. Они больше подходят для бронебойного укола и меньше для рубящего удара, чем большинство известных разновидностей цянь, и, возможно, в основном служили пиками.
Но давайте разберемся по порядку.
Сперва отвечу на вопрос про "дикие формы", которые очень были распространены во всем мире. :)
"Крестообразное копье" (十字纹枪 shízìwénqiāng) встречается от Скандинавии и Ирландии до наших с вами краев, где его именовали рогатиной. Ниже наконечника такого копья находилась крестовина, препятствующая слишком глубокому проникновению оружия в рану - с целью удерживать противника на безопасном расстоянии. И вместе с привычным острием копья вся такая конструкция называлась рожон. Собственно отсюда и произошла наверняка известная вам пословица «не лезь на рожон!».
Ну а китайцы просто позаимствовали такой вид оружия у своих соседей в годы империи Мин, когда японо-корейско-китайские пираты активно кошмарили китайское побережье. Подробнее о происхождении такого копья можно прочитать в этой статье.
Но дальше мы как раз переходим ближе к сути вопроса.
Что касается копья формой как пылающий огонь, то тут классическая ошибка подмены понятий, ибо западные исследователи часто замечают близкое сходство наконечника китайского со знаменитым фламбергом. название которого восходит к немецкому Flamme, то есть "пламя". Такой меч в XV—XVII веках был некоторое время в ходу в Швейцарии и Германии, но сохранился лишь на вооружении Швейцарской гвардии Ватикана.
Вот только в Древнем Китае такое оружие называли шэмао (蛇矛 shémáo), копье со змеевидным лезвием. Подробнее про это оружие можно узнать тут.
Несмотря на свое название - это скорее рубящее оружие, нежели колющее. И некоторые китайские современные исследователи, исходя из техники использования, предлагают считать шэмао разновидностью... секиры. Несмотря на казалось бы однозначный родовой признак мао (矛 máo), относящийся к копьям с жестким, негибким древком.
И тут мы переходим к самому главному, к терминам и определениям. Ибо не определившись с ними. сложно корректно разобраться в данном споре: были в Китае пики или нет.
Итак, "Oxford Languages" дает нам такое краткое определение:
Копьё - метательное, колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие.
Пика (происходит от фр. pique) - колющее холодное оружие, разновидность длинного копья, состоящее из древка и трёхгранного или четырёхгранного металлического наконечника.
Данное определение, казалось бы, довольно четко, через характеристики оружия и метод применения, указывает нам на китайский аналог, именуемый шу (杸 shū).
Специфика шу - бамбуковое древко:
входить для удара, ломаться при ударе, а не складываться при боковом ударе.
Линейно сопоставлять пику и шу - это классическая "ошибка подобия", когда наименования явления одной культуры применяют к иной, не особенно вдаваясь в детали и особенности. Это как с термином "медитация", который обобщающе применили к очень разнообразным религиозным практикам Дальнего Востока. Но об этом поговорим в другой статье, а сейчас вернемся к теме копий.
Вернее к теме терминов и определений. Китайцы изобрели не только порох и бумагу. На сегодняшний день они первые, кто догадался о необходимости унификации и стандартизации вооружения, задолго до появления европейских аналогов.
Первый из дошедших до нас стандартов вооружения Древнего Мира - это колесница пяти видов оружия. Запись о такой унификации впервые упоминается в «Цзо Чжуань» ( «左传 ») в 515 г. до н.э.. Благодаря текстам времен периода Вёсны и Осени мы знаем, что это пика-мао, алебарда-цзи (соединявшая в себе клевец и пику), лук, прямой обоюдоострый меч-цзянь и клевец-гэ:
五兵,谓矛、戟、弓、剑,戈
Потом появляется разделение, более интересное нам:
- мао (矛 máo), колющее, рубящее и режущее длиннодревковое оружие с древком из твердого, жесткого материала;
- шу (杸 shū), колющее и ударно-дробящее длиннодревковое оружие с древком из бамбука;
- цян (枪 qiāng), колющее, рубящее и режущее длиннодревковое оружие с древком из прочного, но упругого материала;
Здесь четко указаны важные различия, их три:
- тип наконечника;
- материал древка;
- применение (оно исходит из предыдущих).
Получается, что прямого аналога пики в китайской оружейной классификации и нет, хотя мао и шу первоначально создавались по сути как пики - то есть длиннодревковое оружие для таранного удара. Затем историческое развитие значительно обогатило возможные технические действия: острая кромка мао позволила резать и рубить, а изначально примитивную колющую технику шу расширило упругое древко.
Но максимум технических возможностей давало копье-цян, объединив в себе специфику мао и шу. Именно поэтому оно максимально распространилось в Китае. Хотя на Юге страны такие гибкие, прочные и упругие материалы для древка из белого ясеня и подобных пород оказались не шибко устойчивыми для агрессивной влажной и теплой среды.
Все три вида отлично просуществовали в том или ином виде до конца империи Цин, где дешевые пики-шу активно применялись для вооружения массового и плохо обученного деревенского ополчения, а жесткие мао до сих пор встречаются в народных школах #ушу ниже Янцзы.
К чему весь этот разговор? Да все просто! У нас тут были сариссы и сулицы, рогатины и пики, и куча всего другого! А в Китае - мао, цян и шу, и тоже куча всего другого. Везде было самобытное местное оружие, со своей спецификой изготовления и применения. Везде видим много общего: у всех нас две руки-ноги, одно туловище и голова. Обычно. :)
Разбираться во всех этих тонкостях довольно непросто, поэтому мы и проводим регулярные семинары, где разбираемся с различной спецификой древнего оружия.
Вот и в ближайшие выходные, с 11 по 12 июня, в Минске будем изучать основы работы копьем, в том числе генезис "трех классических действий копьем" от мао до цян. Кому интересно, вся информация тут.
Кроме лука со стрелами и копья, важнейшим личным оружием воина многие века был однолезвийный меч-дао, особенности работы с ним будем исследовать на этом семинаре. Обязательно затронем и взаимодействие копье vs меч.
На этом уникальном ролике ниже довольно показательное видео, где есть в том числе и парная отработка "копье против дао".
Ну а для интересующихся традиционными внутренними наработками в рамках воинской традиции, пройдет онлайн-семинар по "военному бадуаньцзинь". Вся информация тут.
Обращаю внимание, что данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника, а видеоматериалы приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.
Дм. Моисеев, СПб - 2022
Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!