Российский музей удостоен такой награды впервые
В 2017 году Музей первого президента России Бориса Ельцина «за заметные достижения в деле укрепления общественной роли музея» получил Приз имени Кеннета Хадсона* - одну из трех главных наград конкурса «Лучший европейский музей 2017 года» (EMYA). Руководитель музея Дина Сорокина тогда же была приглашена в жюри этого международного конкурса.
«Музей производит убедительное впечатление дизайном своей экспозиции, выдающимся уровнем мультимедийности, яркой программой публичных лекций и семинаров, отлично организованных временных выставок... Ельцин Центр – это одновременно и мемориал крупного политического деятеля, и хроника драматических эпизодов, оставшихся в памяти современников. Он побуждает посетителей к тому, чтобы делать самостоятельные выводы об истории современной России», – говорится в дипломе.
Екатеринбургский музей был одним из 46 номинантов (заявки на премию подали музеи из 24 стран). Кроме Ельцин Центра, в шорт-лист вошел Музейно-творческий кластер «Коломенский посад».
Объявление победителей юбилейной, 40-й премии, прошло накануне в Музее Миммара в столице Хорватии Загребе. Главную премию «Европейский музей года» получил швейцарский этнографический музей в Женеве. Приз Совета Европы получил карибский центр памяти о работорговле и рабстве в Гваделупе, приз за работу с аудиторией - музей Лейрии (Португалия), который работает с очень широким историческим контекстом. Особой благодарностью был отмечен Силезский музей археологии и этнографии в Польше.
Директор Музея Б.Н.Ельцина, Дина Сорокина, в одном из интервью рассказала: «Это не только престиж, это возможность познакомиться с самыми современными и инновационными проектами, осуществленными за последние три года на территории широкой Европы. У нас была возможность познакомиться с представителями 24 стран, 46 музеев и даже более, ведь кроме музеев-номинантов в конференции традиционно принимают участие и музейные эксперты. И было очень приятно узнать, что о нашем музее говорили не только в нашей стране, но и в Европе.
Из других участников мне запомнился музей футбола в Германии или Рагнарёк — музей о популярной культуре в Дании, лыжный музей в Норвегии, замечательный маленький лыжный музей в Норвегии, где всего двое сотрудников собирают огромное количество волонтёров, и вся деревня им помогает».
В конце 2016 года вокруг роли этого музея в общественной жизни развернулась дискуссия, повод для которой дал режиссер Никита Михалков. 9 декабря на парламентских слушаниях в Совете Федерации он заявил, что в музее «ежедневно происходит инъекция разрушения национального самосознания детей». Режиссер предложил скорректировать работу программы музея, для того чтобы показать другую точку зрения. Михалков заявил, что нужна политика, которая внушит детям понимание, что «страна, в которой они живут, — великая страна».
Вдова Бориса Ельцина Наина назвала слова Михалкова «лживыми» и не имеющими никакого отношения к Ельцин-центру и к его деятельности. «Поражает то, что он на протяжении уже нескольких месяцев распространяет ложь о том, как представлена история страны в музее первого президента России, не стесняясь выдергивать из контекста элементы экспозиции, навешивать ярлыки и прямо оскорблять людей, которые в те годы работали на благо нашей страны», — говорилось в заявлении Наины Ельциной.
В дискуссию вступил и президент России Владимир Путин, который выступил против «бесконечного» обострения споров вокруг Ельцин-центра. Во время большой пресс-конференции президент рассказал, что он встречался с Никитой Михалковым, а также с одним из учредителей Ельцин-центра Валентином Юмашевым и с дочерью Ельцина Татьяной Дьяченко. Путин отметил тогда, что вопрос о Ельцин-центре обсуждался с ними, он добавил, что не видит ничего особенного в этой дискуссии. «Кому-то нравится, кто-то придерживается более либеральных взглядов на происходящие события, кто-то — более консервативных и традиционных», — сказал президент.
*Кеннет Хадсон – журналист и признанный эксперт музейного дела – учредил премию «Европейский музей года» в 1977 году как конкурс музейных нововведений. В жюри входят музейные мастера, журналисты, дизайнеры. В центре внимания арбитров — не музейные коллекции, а их интерпретация и представление, деятельность с аудиториями и отношение к посетителям. Сейчас конкурс проводит Европейский музейный форум – международная организация по развитию музейного дела.