Киноподборка: каким был Иран вчера и чем он отличается от Ирана сегодня?
Докуфикшен, мокьюментари, игровое кино, документальная анимация. Подборка сегодняшнего дня не имеет общей темы, жанровых пресечений, подхода в работе режиссеров, но имеет очень сильное национальное начало и школу. Иранское кино разного времени и жанров всегда остается иранским. Остается свободным, несмотря на жесткую цензуру со стороны государства, несмотря на полуподпольное производство.
«Кандагар», Мохсен Махмальбаф
Канадка афганского происхождения Нафас получает письмо из Афганистана от своей сестры, которая хочет совершить самоубийство в день последнего солнечного затмения второго тысячелетия. Нафас нелегально возвращается на родину, и двигается в город Кандагар. По мере своего путешествия героиня с ужасом всё больше узнает о талибанском Афганистане. Все свои мысли по этому поводу Нафас записывает на диктофон.
Почему нужно смотреть сейчас: чтобы еще раз убедиться в том, что один человек, думающий не как все, — это уже очень много.
«Крупный план», Аббас Киорастами
Киноман Хоссейн Сабзиан выдает себя за знаменитого режиссера Мохсена Махмальбафа и проникает в зажиточный дом (якобы для съемок). Его арестовывают по подозрению в мошенничестве и грабеже. Сюжет фильма построен вокруг судебного процесса, но истинный его предмет — особая роль кинематографа в Иране. Кино здесь — элемент личного и общественного престижа, достояние нации.
Почему нужно смотреть сейчас: чтобы напомнить себе о том, что искать себя в чужой жизни — это путь в никуда.
«Три лица», Джафар Панахи
Знаменитая иранская актриса Бехназ Джафари получает видео, в котором молодая девушка обвиняет звезду в том, что та игнорирует ее многочисленные просьбы о помощи. Семья запрещает юной актрисе учиться в театральном университете, из-за чего она решает покончить с собой. Видео обрывается и дальнейшая судьба девушки остается неизвестной. Бехназ бросает съемки и вместе с режиссером Джафаром Панахи едет в высокогорную деревушку, чтобы выяснить, что произошло.
Почему нужно смотреть сейчас: чтобы вспомнить, что реальность вокруг нас режиссируем мы сами.
«Ночью шел дождь», Камран Ширдель
Однажды подросток из деревни Ламланг, что на севере Ирана, предотвратил катастрофу: он обнаружил, что железнодорожное полотно размыто дождем, вышел на пути и остановил пассажирский поезд. Спаслись двести человек. Точнее, не двести, а четыре, и не пассажирский, а грузовой, да и был ли дождь, был ли мальчик? Ширдель укладывает в сорок минут высказывание о главном парадоксе кино: оно очень похоже на правду, но это сходство нужно именно для того, чтобы замаскировать иллюзию.
Почему нужно смотреть сейчас: чтобы понять, что природа кино очень близка человеку: все, что нам кажется правдой, на самом деле — иллюзия, и наоборот.
«Персиполис», Маржан Сатрапи
Тегеран, 1978 год. Восьмилетняя Маржан мечтает стать пророком и спасти человечество. Она увлеченно следит за событиями, которые вскоре приводят к революции и падению режима шаха. С приходом исламистов к власти жизнь становится сложнее и опаснее. Маржан вынуждена теперь носить чадру, но в мечтах видит себя революционеркой. Свободолюбивая и бунтарская натура девочки может привести к беде, поэтому родители отправляют ее в Европу, где она сможет спокойно выражать свое мнение. Первая анимированная автобиография, снятая по одноименному графическому роману.
Почему нужно смотреть сейчас: чтобы почувствовать себя не одиноким, живя в учебнике истории.
→ Присоединяйтесь к каналу школы BBE о кино, чтобы больше узнавать про фильмы разных времен и культур.