Найти тему
Monk's Cellar

История вторая "О пиве и монахах"

Сегодня рассказ будет о пиве и конечно же о монахах, как и обещали ранее. В предыдущей статье мы рассказывали, что пиво не просто варилось в монастырях, но и постоянно усовершенствовалось и эти традиции существуют по сей день. На эту тему есть легенда, которая гласит: В начале XVIII монахи обеспокоились тем, что их напиток получился очень вкусным и может стать удовольствием во время поста. Чтобы убедиться в том, что они не грешат, монахи отправили бочонок пива Папе Римскому на пробу. За время долгого пути через Альпы под жарким солнцем пенный напиток прокис. Когда понтифик пригубил испортившееся пиво, он решил, что питьё такого пойла не может являться грехом.

Современным монастырским пивоварением занимаются трапписты- монахи ордена цистерцианцев строгого соблюдения. Их история берёт начало в 1098 году, год основания ордена цистерцианцев, когда монахи из бенедиктинского аббатства в Молеме, недовольные многочисленными нарушениями монастырского устава со стороны других братьев, покинули его стены и основали новую обитель — монастырь Сито во Франции. Они хотели вернуться к более строгому порядку соблюдения устава св. Бенедикта. Главными постулатами конституции их ордена стали любовь, труд, молитва и самоотречение. А что касается пивоварения в целом: известно, что в 820 году монастырь Святого Галла разработал документ, который впоследствии станет основой монастырского пивоварения в Средневековье. В нём прописывалось строительство трёх пивоварен: в одной выпили пиво для путников, это же пиво использовалось для бартерных сделок, во второй производили пиво, потребляемое самими монахами, а в третей делали пиво для нужд нищих и страждущих. Каждая пивоварня варила пиво разного качества, при этом «благотворительное» пиво изготавливалось на основе менее востребованных ингредиентов.

Монахи трапписты
Монахи трапписты

Со временем монахи обнаружили, что неоднократное промывание дробины позволяет получить максимум пива из одного затора. Следующий важный шаг был сделан после того, как монахи осознали, что люди готовы платить больше за более крепкое пиво. В результате количество промывок увеличилось. После фильтрации первого сусла получали насыщенное и ароматное пиво. Фильтрация второго сусла позволяла получить второе по качеству пиво, а результатом последней промывки дробины был наиболее слабый напиток. Пиво, полученное на основе первой промывки, предназначалось для гостей и продажи. Пиво, изготовленное после двух фильтраций сусла, шло на внутренние нужды монахов. Пиво, сваренное после трёх промывок, предлагали нищим. Вероятно, благодаря этой системе пивоварения и зародились такие термины, как «сингл», «дуббель», «трипель» и «квадрюпель». Вообще во вкусовом плане монахи были людьми весьма искушенными. Лео Мулен в своей книге “Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X—XV вв.)” пишет “… сообщения не оставляют ни малейшего повода усомниться в утонченности монастырской «гастрономии». Тем более когда в сборнике обычаев встречаешь рекомендацию, что пиво следует подавать не слишком теплым летом и не слишком холодным зимой…” Он пишет, что пивную пену добавляли даже в тесто для изготовления мягкого хлеба.

Дегустация тапписткого пива
Дегустация тапписткого пива

Следующий шаг на пути повышения качества траппистского пива был сделан в начале ХХ века, когда на фоне повсеместного распространения низкоалкогольных напитков иностранные марки пива стали завоёвывать в Бельгии всю большую популярность. В результате многие бельгийские пивовары оказались на грани разорения. Именно в этот момент заговорили о траппистском пиве, которое было более крепким и ароматным, чем пиво конкурентов. Ситуация достигла своего апогея в 1919 году, когда в Бельгии был принят закон, запрещавший продажу ликёров в бельгийских барах. Трапписты не преминули воспользоваться преимуществами нового законодательного акта, вследствие чего при отсутствии ликёров с высоким содержанием алкоголя владельцам питейных заведений не оставалось ничего другого, как обратиться к крепким сортам пива, главным образом монашеского производства. По мере того как количество обанкротившихся пивоварен росло, за отсутствием других альтернатив на рынке постепенно увеличивался спрос на монастырское пиво. Несмотря на свою строгую консервативность, монахи стали оперативно внедрять новые технологии и оборудование для повышения качества их пива.

Монах траппист на современном производстве пива
Монах траппист на современном производстве пива

У нас припасено ещё много историй для Вас про пиво и не только. Следите за нашим каналом, оставляйте свои реакции. Спасибо за внимание!