Как это может объяснить музыкальная теория? Повторение — это то, что даёт нам воспринять структуру музыки, музыкальную форму. Это не единственный способ «подачи» формы, но очень важный.
Очень мало музыкальных произведений полностью лишены какого-либо повторения. Настолько мало, что даже трудно привести какой-либо пример. Возможно, в некоторых атональных пьесах Шёнберга повтор настолько тонкий, что вы можете его не заметить.
Когда часть песни повторяется снова и снова, создаётся ощущение, что песня имеет форму. А то, что мы слышим какой-то фрагмент как повторяющийся, несомненно что-то «означает». Что именно при этом имеется в виду, уже другой вопрос. Но именно во взаимодействии между новой и повторяющейся информацией возникает «смысл» музыки.
Это происходит во всей музыке. Например, в поп-песнях мы в основном сталкиваемся с чем-то вроде припева, повторяющегося более одного раза. Припев, который звучит только один раз, скорее всего, вообще не воспринимается как припев.
Но в классической музыке и джазе (а также и в популярной музыке) есть случаи повторения гораздо меньшего масштаба. Например, это секвенция, когда фраза (мотив) повторяется с точки зрения ритма или типа интервалов, но изменяется высота звучания. Это звучит как словесная фраза, которая повторяется более высоким или более низким тоном, а отчасти — с немного другим порядком «слов».
Классический пример такой ритмической последовательности — две половины первой строки гимна ниже. Ритмически это повтор. Но в музыкальном плане форма частей немного отличается.
Первая часть начинается довольно низко, затем спускается ещё ниже, а затем поднимается выше, чем было в начале. Вторая часть начинается довольно высоко, затем снижается, а затем опять поднимается, но до меньшей высоты, чем было в начале.
Поскольку ритм этих двух частей одинаковый, мы воспринимаем это как своего рода повторение: части кажутся почти «зеркалами» друг друга. И это именно то, что и заставляет нас чувствовать, что песня развивается. С учётом затакта в начале вся конструкция составляет 4 такта, и прослушав этот фрагмент, помимо прочего, мы уже имеем чёткое ощущение размера (метра) песни.
Вся музыка работает через повторение!
По материалам поста (англ.).
Из комментариев
В хорошей импровизационной музыке также много повторений. Всегда есть вещи, которые «возвращаются» — иногда по-разному, иногда в точности. Посмотрите на Сонни Роллинза — абсолютного короля запоминания того, что он играл в своём первом припеве, когда он находится в середине своего одиннадцатого припева...
Большая часть импровизационной музыки основана на довольно простых повторяющихся аккордовых рисунках. Большинство импровизаторов также инстинктивно повторяют некоторые мелодические паттерны. Даже если сама импровизация совершенно свободна, основная структура музыки обычно всегда повторяется.
С точки зрения теории информации, музыка находится в золотой середине между отсутствием новизны (одни и те же звуки при повторении) и полной случайностью (белый шум). Повторение играет вполне определённую роль: оно необходимо, чтобы сделать музыку достаточно упорядоченной, чтобы привлечь внимание. В то же время нужно достаточно вариаций, чтобы музыка была интересной.