Найти тему
Компания РПК

Реквием погибшим итальянским эсминцам. История эскадренных миноносцев класса «Селла», «Сауро» и «Турбине» в выпуске «Морской коллекции»

Очередной выпуск "Морской коллекции" посвящен итальянским эсминцам
Очередной выпуск "Морской коллекции" посвящен итальянским эсминцам

Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых свежих книжных и журнальных публикаций!

Можно как угодно относиться к итальянцам и их роли во Второй мировой войне (ведь воевали-то они против нас!). Но корабли они строить тогда умели. Да ещё какие! Итальянский флот был один из самых мощных в мире, а по некоторым параметрам превосходил даже британский. Но ведь недаром как-то обмолвился Черчилль, что "итальянцы делают корабли лучше, чем потом на них плавают". Итальянским королевским ВМС в годы войны была уготована роль пассивного созерцания или в лучшем случая береговой обороны. Тем не менее, кое-какие операции они всё-таки проводили. Причем некоторые были весьма успешными и даже очень болезненными для противника. А по использованию так называемого "москитного флота" (малых торпедных катеров) и действиям морских диверсантов они были просто непревзойденными мастерами. Превосходили всех, включая своих союзников из стран оси и противников из антигитлеровской коалиции.

Все четыре эсминца класса "Селла" во всей красе: Francesco Crispi (CP), Quintino Sella (SE) и будущие "шведы" Bettino Ricasoli (RC) и Giovanni Nicotera (NC)
Все четыре эсминца класса "Селла" во всей красе: Francesco Crispi (CP), Quintino Sella (SE) и будущие "шведы" Bettino Ricasoli (RC) и Giovanni Nicotera (NC)

Но вернемся к теме нашей статьи: итальянские эсминцы класса "Селла", "Сауро" и "Турбине".

"Морская коллекция" последний раз обращалась к истории итальянского флота времен Второй мировой войны почти 20 лет назад. Тогда это был справочник по всему Regia Marine (Королевский флот Италии). Причём, по всем типам кораблей - от линкоров до катеров. В новом выпуске затронута довольно узкая ниша - эскадренные миноносцы. И только трёх классов из всего многочисленного семейства эсминцев предвоенной и военной эпох . Попробуем разобраться, почему такой маститый автор (а написал этот выпуск не кто иной, а сам Сергей Патянин!), обратился к этой теме. И чем интересны были эти эсминцы, что для их истории нужно было выделять целый выпуск: Морская коллекция 2022 №5 (№271).

Начнём с первого и самого раннего класса - "Селла". Итальянцы задумались о создании новых эсминцев сразу после окончания Первой мировой войны. Учли опыт боевых действий на Адриатике и решили сделать ни много ни мало - лучшие эскадренные миноносцы в своём классе. И сразу скажем, им это удалось. Задача была построить хорошо вооруженный корабль с мощным артиллерийским и зенитным вооружением, с несколькими торпедными аппаратами и солидным запасом морских мин. Кстати, ставить 120-мм орудия на эсминцы додумались только итальянцы. Такое мощное орудие на относительно небольшой корабль - довольно смелое решение. Сначала было поставлено по одному орудию на носу и корме, а позже они были заменены на спаренные артиллерийские установки этого же калибра (!). Плюс нововведение - 533-мм торпедные аппараты и хороший запас глубинных бомб. И в довершение корабль ощетинился зенитными автоматами. Как говорится, «вооружён и очень опасен». Корабль показал на испытаниях очень приличную скорость 38 узлов. Его быстро включили в состав флота и он начал свою боевую службу

Эсминец Nasario Sauro. Потоплен 3.4.1941 восточнее Порт-Судана (Красное море) английскими самолётами
Эсминец Nasario Sauro. Потоплен 3.4.1941 восточнее Порт-Судана (Красное море) английскими самолётами

Неугомонные итальянцы на этом не остановились. Была заложена серия новых кораблей - эсминцы класса "Сауро" с ещё лучшими характеристиками - бо́льшие размеры ( что позволило поставить турбины помощнее и соответственно увеличить скорость ). Увеличили количество торпедных аппаратов и мин. Неизменным оставалась и фирменная черта итальянских эсминцев - два спаренных 120-мм орудия главного калибра.

Потом появился и самый многочисленный класс итальянских эсминцев - "Турбине" (восемь кораблей). С увеличенным размером, ещё более мощными судовыми двигателями, большим запасом топлива и подросшей скоростью.

Эсминец Borea (класс "Турбине"). Потоплен 17.9.1940 возле Бенгази (Ливия) британской авиацией
Эсминец Borea (класс "Турбине"). Потоплен 17.9.1940 возле Бенгази (Ливия) британской авиацией

Все эти эсминцы стали гордостью итальянского флота 1930-х гг. и успешно продолжали свою службу в относительно мирное межвоенное время. Хотя мирным назвать его можно очень условно . Италия с большим воодушевлением принимала участие в различных локальных и колониальных войнах. Ведь задача у них была немного нимало - возродить «Великую Римскую Империю». Со всеми вытекающим отсюда последствия. Но Большая война уже была не за горами. А вот когда воевать пришлось с серьезными противниками, дело пошло не так, как хотелось и представлялось.

Эсминец Francesco Crispi (тип "Селла"). Захвачен немцами в 1943 г. и служил у них как  ТА-15.  Был дважды потоплен  англичанами. Окончательно - 12.10.1944 г.
Эсминец Francesco Crispi (тип "Селла"). Захвачен немцами в 1943 г. и служил у них как ТА-15. Был дважды потоплен англичанами. Окончательно - 12.10.1944 г.

Ну а что наши супер-эсминцы? Перед войной в итальянском флоте было 16 эсминцев этих трёх классов (из почти 60 всех типов). Два из серии "Селла" итальянцы продали нейтральным шведам. Там они благополучно пересидели войну и отправились на слом в конце 1940-х. А оставшимся 14 пришлось повоевать. Причём изрядно. Корабли типа "Селла" (Quintino Sella и Francesco Crispi) отметились участием в доставке катеров-зарядов знаменитого итальянского диверсионного отряда Десятая флотилия MAS. "Люди-лягушки" "чёрного князя" Боргезе с помощью этих катеров ( сейчас бы их назвали "беспилотные морские дроны-камикадзе") отправили на дно британский крупный танкер и тяжелый крейсер "Йорк". Все четыре корабля серии "Сауро" оказались запертыми в итальянских колониях Эритрея на Красном море и погибли там под ударами морских сил и авиации британцев. Не повезло также и самому многочисленному классу "Турбине". Большинство эсминцев этого класса погибли под ударами англичан в ходе североафриканской кампании. А часть была захвачена и уничтожена бывшими союзниками-немцами, после капитуляции и выхода Италии из войны. Вот такой бесславный конец гордости итальянских миноносных сил итальянского флота - эсминцев типов "Селла", "Сауро" и "Турбине". Не один из них не дожил до конца войны (не считая двух проданных шведам). Так краса и гордость итальянского флота, одни из лучших кораблей своего класса, мощные и современные корабли превратились в груду металлолома.

Эсминец Nembo (класс "Турбине"). Потоплен 20.7.1940 в Тобруке (Ливия) торпедоносцами с британского авианосца «Игл»
Эсминец Nembo (класс "Турбине"). Потоплен 20.7.1940 в Тобруке (Ливия) торпедоносцами с британского авианосца «Игл»

Не на ту лошадь поставили итальянцы во Второй мировой. Прозрение наступило поздно, только в 1943 г. Италия вышла из войны и капитулировала. Но север Италии ещё "брыкался" и оставался на стороне немцев. Капитулировали они только в апреле 1945. За ошибки политиков приходится расплачиваться жизнями солдат и моряков. И неважно, где и как погибли итальянцы в годы Второй мировой - замёрзли в снегах Сталинграда, попали "под раздачу" в песках северной Африки или выбросились на камни в Красном море. Финал неумной политики всегда один - поражение и капитуляция.

Прочитать о судьбе итальянских эсминцев типов "Селла", "Сауро" и "Турбине" - как они появились, как строились, узнать их конструктивные особенности и историю их боевой службы - можно в новом выпуске Морской Коллекции. Приобрести этот журнал (и все остальные издания серии "Морская коллекция") можно в интернет-магазине «Компания РПК»

Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых последних книжных и журнальных новинок!