Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых свежих книжных и журнальных публикаций!
Можно как угодно относиться к итальянцам и их роли во Второй мировой войне (ведь воевали-то они против нас!). Но корабли они строить тогда умели. Да ещё какие! Итальянский флот был один из самых мощных в мире, а по некоторым параметрам превосходил даже британский. Но ведь недаром как-то обмолвился Черчилль, что "итальянцы делают корабли лучше, чем потом на них плавают". Итальянским королевским ВМС в годы войны была уготована роль пассивного созерцания или в лучшем случая береговой обороны. Тем не менее, кое-какие операции они всё-таки проводили. Причем некоторые были весьма успешными и даже очень болезненными для противника. А по использованию так называемого "москитного флота" (малых торпедных катеров) и действиям морских диверсантов они были просто непревзойденными мастерами. Превосходили всех, включая своих союзников из стран оси и противников из антигитлеровской коалиции.
Но вернемся к теме нашей статьи: итальянские эсминцы класса "Селла", "Сауро" и "Турбине".
"Морская коллекция" последний раз обращалась к истории итальянского флота времен Второй мировой войны почти 20 лет назад. Тогда это был справочник по всему Regia Marine (Королевский флот Италии). Причём, по всем типам кораблей - от линкоров до катеров. В новом выпуске затронута довольно узкая ниша - эскадренные миноносцы. И только трёх классов из всего многочисленного семейства эсминцев предвоенной и военной эпох . Попробуем разобраться, почему такой маститый автор (а написал этот выпуск не кто иной, а сам Сергей Патянин!), обратился к этой теме. И чем интересны были эти эсминцы, что для их истории нужно было выделять целый выпуск: Морская коллекция 2022 №5 (№271).
Начнём с первого и самого раннего класса - "Селла". Итальянцы задумались о создании новых эсминцев сразу после окончания Первой мировой войны. Учли опыт боевых действий на Адриатике и решили сделать ни много ни мало - лучшие эскадренные миноносцы в своём классе. И сразу скажем, им это удалось. Задача была построить хорошо вооруженный корабль с мощным артиллерийским и зенитным вооружением, с несколькими торпедными аппаратами и солидным запасом морских мин. Кстати, ставить 120-мм орудия на эсминцы додумались только итальянцы. Такое мощное орудие на относительно небольшой корабль - довольно смелое решение. Сначала было поставлено по одному орудию на носу и корме, а позже они были заменены на спаренные артиллерийские установки этого же калибра (!). Плюс нововведение - 533-мм торпедные аппараты и хороший запас глубинных бомб. И в довершение корабль ощетинился зенитными автоматами. Как говорится, «вооружён и очень опасен». Корабль показал на испытаниях очень приличную скорость 38 узлов. Его быстро включили в состав флота и он начал свою боевую службу
Неугомонные итальянцы на этом не остановились. Была заложена серия новых кораблей - эсминцы класса "Сауро" с ещё лучшими характеристиками - бо́льшие размеры ( что позволило поставить турбины помощнее и соответственно увеличить скорость ). Увеличили количество торпедных аппаратов и мин. Неизменным оставалась и фирменная черта итальянских эсминцев - два спаренных 120-мм орудия главного калибра.
Потом появился и самый многочисленный класс итальянских эсминцев - "Турбине" (восемь кораблей). С увеличенным размером, ещё более мощными судовыми двигателями, большим запасом топлива и подросшей скоростью.
Все эти эсминцы стали гордостью итальянского флота 1930-х гг. и успешно продолжали свою службу в относительно мирное межвоенное время. Хотя мирным назвать его можно очень условно . Италия с большим воодушевлением принимала участие в различных локальных и колониальных войнах. Ведь задача у них была немного нимало - возродить «Великую Римскую Империю». Со всеми вытекающим отсюда последствия. Но Большая война уже была не за горами. А вот когда воевать пришлось с серьезными противниками, дело пошло не так, как хотелось и представлялось.
Ну а что наши супер-эсминцы? Перед войной в итальянском флоте было 16 эсминцев этих трёх классов (из почти 60 всех типов). Два из серии "Селла" итальянцы продали нейтральным шведам. Там они благополучно пересидели войну и отправились на слом в конце 1940-х. А оставшимся 14 пришлось повоевать. Причём изрядно. Корабли типа "Селла" (Quintino Sella и Francesco Crispi) отметились участием в доставке катеров-зарядов знаменитого итальянского диверсионного отряда Десятая флотилия MAS. "Люди-лягушки" "чёрного князя" Боргезе с помощью этих катеров ( сейчас бы их назвали "беспилотные морские дроны-камикадзе") отправили на дно британский крупный танкер и тяжелый крейсер "Йорк". Все четыре корабля серии "Сауро" оказались запертыми в итальянских колониях Эритрея на Красном море и погибли там под ударами морских сил и авиации британцев. Не повезло также и самому многочисленному классу "Турбине". Большинство эсминцев этого класса погибли под ударами англичан в ходе североафриканской кампании. А часть была захвачена и уничтожена бывшими союзниками-немцами, после капитуляции и выхода Италии из войны. Вот такой бесславный конец гордости итальянских миноносных сил итальянского флота - эсминцев типов "Селла", "Сауро" и "Турбине". Не один из них не дожил до конца войны (не считая двух проданных шведам). Так краса и гордость итальянского флота, одни из лучших кораблей своего класса, мощные и современные корабли превратились в груду металлолома.
Не на ту лошадь поставили итальянцы во Второй мировой. Прозрение наступило поздно, только в 1943 г. Италия вышла из войны и капитулировала. Но север Италии ещё "брыкался" и оставался на стороне немцев. Капитулировали они только в апреле 1945. За ошибки политиков приходится расплачиваться жизнями солдат и моряков. И неважно, где и как погибли итальянцы в годы Второй мировой - замёрзли в снегах Сталинграда, попали "под раздачу" в песках северной Африки или выбросились на камни в Красном море. Финал неумной политики всегда один - поражение и капитуляция.
Прочитать о судьбе итальянских эсминцев типов "Селла", "Сауро" и "Турбине" - как они появились, как строились, узнать их конструктивные особенности и историю их боевой службы - можно в новом выпуске Морской Коллекции. Приобрести этот журнал (и все остальные издания серии "Морская коллекция") можно в интернет-магазине «Компания РПК»
Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых последних книжных и журнальных новинок!