Найти тему
История КАМАЗа

История КАМАЗа. Рассказывают документы. О том, как КАМАЗ в ХХ веке «нажимал на газ».

Сегодня, когда в стране так много говорят о переводе грузовиков на газовое топливо, решил напомнить о том, как начиналась «газовая тема» на КАМАЗе.

1 ноября 1983 года вышло в свет Постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о том, что в связи с наметившимся дефицитом добычи нефти, часть транспорта необходимо переориентировать на использование газа. Была разработана государственная программа, которая предусматривала выпуск грузовых автомашин в газобалонном или газодизельном исполнении. Параллельно создавалась инфраструктура автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), по принципу 1 АГНКС через каждые 200 км. Только в Татарии к началу 1990-х годов было построено 12 таких станций, две из которых находились в Набережных Челнах.

Газодизельный автомобиль КАМАЗ-55118, укомплектованный стальными баллонами на одной из челнинских станций.
Газодизельный автомобиль КАМАЗ-55118, укомплектованный стальными баллонами на одной из челнинских станций.
Газодизельный автомобиль КАМАЗ-55118, укомплектованный стальными баллонами на одной из челнинских станций.
Газодизельный автомобиль КАМАЗ-55118, укомплектованный стальными баллонами на одной из челнинских станций.

На КАМАЗе началось всё вот с этого приказа.

Конструкция газодизельного автомобиля КАМАЗ была создана в 1984-1985 годах. Стоит заметить, что двигатель, хоть и назывался газовым в то время, но работал на жидком топливе, к которому подмешивался газ. Но такая газодизельная система питания двигателей отличалась простотой и надёжностью конструкции, отличалась лёгкой доступностью, удобством в обслуживании. У истоков разработки камазовских газодизельных грузовых автомобилей стоял Фучкин Сергей Валентинович – начальник бюро газовых двигателей.

Материал из журнала «Техника и наука», №5 за 1986 год.
Материал из журнала «Техника и наука», №5 за 1986 год.

В 1986 году на КАМАЗе был начат серийный выпуск газодизельных машин. Всего в период с 1986 по 1993 годы на КАМАЗе было выпущено около 10 000 газодизельных автомобилей. Для правильной и безопасной их эксплуатации в 1988 году было выпущено «Руководство по эксплуатации газодизельных автомобилей КАМАЗ». Один из экземпляров этого руководства хранится в Музее КАМАЗа.

В производстве как дизельных грузовиков, так и газодизельных камазовских машин принимали участие многие заводы-поставщики Советского Союза. Какие именно? Посмотрите внизу задание по поставке комплектующих, датированное 14 января 1987 года.

Как правило для оснащения газобаллонным оборудованием использовались автомобили КАМАЗ-53208, КАМАЗ-53218, КАМАЗ-54118 и КАМАЗ-55118.

-7
-8
КАМАЗ-53218.
КАМАЗ-53218.
КАМАЗ-54118
КАМАЗ-54118
КАМАЗ-54118
КАМАЗ-54118
КАМАЗ-54118.
КАМАЗ-54118.
КАМАЗ-55118.
КАМАЗ-55118.
КАМАЗ-55118.
КАМАЗ-55118.
КАМАЗ-55118.
КАМАЗ-55118.

Обратите внимание, что количество баллонов для самосвалов и тягачей было разным: для самосвалов использовали 6 баллонов и 8 - для тягачей.

Интересно, что в середине 1990-х годов вместо стальных газовых баллонов пытались использовать пластиковые, более объёмные, лёгкие и прочные производства казанского ОКБ «Союз».

В 1988 году на КАМАЗе начали строить новый корпус газодизельных машин. В октябре 1992 года Государственная комиссия приняла его в эксплуатацию. В том же 1992 году он заработал и был рассчитан на выпуск 25 000 газодизельных автомобилей в год.

Корпус газодизельных автомобилей.
Корпус газодизельных автомобилей.
Конвейер сборки газодизельных двигателей.
Конвейер сборки газодизельных двигателей.

Вот как писала об этом газета «Челнинские Известия» в то время.

-20

В начале 1990-х годов газодизельные автомобили КАМАЗ демонстрировались на международных площадках. Внизу приказ генерального директора КАМАЗа от 22 апреля 1991 года «Об участии в международном рейде «ЭКО-ГАЗ-САЛОН».

После пожара на заводе двигателей в 1993 году, как ни странно, интерес к газовой теме на КАМАЗе не угас. В январе 1994 года Бех Николай Иванович – генеральный директор КАМАЗа утверждает программу «Газодизель»

Внизу заметка из газеты «Вести КАМАЗа» от 18 марта 1996 года.

-23

Но тяжёлое экономическое положение заводов КАМАЗа, острая нехватка комплектующих, отсутствие средств для продолжения научно-исследовательских работ послужили причинами приостановки производства газодизельных автомобилей на КАМАЗе во второй половине 1990-х годов.

Новое развитие «газовая тема» получила на КАМАЗе в начале 2000-х годов. Но об этом в другой раз…