Сегодня, когда в стране так много говорят о переводе грузовиков на газовое топливо, решил напомнить о том, как начиналась «газовая тема» на КАМАЗе.
1 ноября 1983 года вышло в свет Постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о том, что в связи с наметившимся дефицитом добычи нефти, часть транспорта необходимо переориентировать на использование газа. Была разработана государственная программа, которая предусматривала выпуск грузовых автомашин в газобалонном или газодизельном исполнении. Параллельно создавалась инфраструктура автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), по принципу 1 АГНКС через каждые 200 км. Только в Татарии к началу 1990-х годов было построено 12 таких станций, две из которых находились в Набережных Челнах.
На КАМАЗе началось всё вот с этого приказа.
Конструкция газодизельного автомобиля КАМАЗ была создана в 1984-1985 годах. Стоит заметить, что двигатель, хоть и назывался газовым в то время, но работал на жидком топливе, к которому подмешивался газ. Но такая газодизельная система питания двигателей отличалась простотой и надёжностью конструкции, отличалась лёгкой доступностью, удобством в обслуживании. У истоков разработки камазовских газодизельных грузовых автомобилей стоял Фучкин Сергей Валентинович – начальник бюро газовых двигателей.
В 1986 году на КАМАЗе был начат серийный выпуск газодизельных машин. Всего в период с 1986 по 1993 годы на КАМАЗе было выпущено около 10 000 газодизельных автомобилей. Для правильной и безопасной их эксплуатации в 1988 году было выпущено «Руководство по эксплуатации газодизельных автомобилей КАМАЗ». Один из экземпляров этого руководства хранится в Музее КАМАЗа.
В производстве как дизельных грузовиков, так и газодизельных камазовских машин принимали участие многие заводы-поставщики Советского Союза. Какие именно? Посмотрите внизу задание по поставке комплектующих, датированное 14 января 1987 года.
Как правило для оснащения газобаллонным оборудованием использовались автомобили КАМАЗ-53208, КАМАЗ-53218, КАМАЗ-54118 и КАМАЗ-55118.
Обратите внимание, что количество баллонов для самосвалов и тягачей было разным: для самосвалов использовали 6 баллонов и 8 - для тягачей.
Интересно, что в середине 1990-х годов вместо стальных газовых баллонов пытались использовать пластиковые, более объёмные, лёгкие и прочные производства казанского ОКБ «Союз».
В 1988 году на КАМАЗе начали строить новый корпус газодизельных машин. В октябре 1992 года Государственная комиссия приняла его в эксплуатацию. В том же 1992 году он заработал и был рассчитан на выпуск 25 000 газодизельных автомобилей в год.
Вот как писала об этом газета «Челнинские Известия» в то время.
В начале 1990-х годов газодизельные автомобили КАМАЗ демонстрировались на международных площадках. Внизу приказ генерального директора КАМАЗа от 22 апреля 1991 года «Об участии в международном рейде «ЭКО-ГАЗ-САЛОН».
После пожара на заводе двигателей в 1993 году, как ни странно, интерес к газовой теме на КАМАЗе не угас. В январе 1994 года Бех Николай Иванович – генеральный директор КАМАЗа утверждает программу «Газодизель»
Внизу заметка из газеты «Вести КАМАЗа» от 18 марта 1996 года.
Но тяжёлое экономическое положение заводов КАМАЗа, острая нехватка комплектующих, отсутствие средств для продолжения научно-исследовательских работ послужили причинами приостановки производства газодизельных автомобилей на КАМАЗе во второй половине 1990-х годов.
Новое развитие «газовая тема» получила на КАМАЗе в начале 2000-х годов. Но об этом в другой раз…