Весь май стояла прохладная погода с ветрами и дождями, а в первых числах июня в город пришло настоящее лето. Люди, соскусившиеся по солнцу и теплу, гуляли по улицам и паркам, минуя магазины одежды. В пору не одеваться, а раздеваться до купальников.
Вика через стекло большой витрины с завистью смотрела на праздно гуляющих или спешащих мимо по делам людей. И никто не обращал внимания на манекены в модной одежде, выставленные в витринах магазина.
- Что, завидуешь? Ничего, через два часа мы закроем магазин и успеем насладиться лучами заходящего солнца. – К Вике подошла Юля и встала рядом.
- Вот именно, что заходящего. Лето пролетит, а мы просидим здесь. – Вика вздохнула. – Надо было мне соглашаться, когда Танька звала в магазин мужской одежды на её место. Там, конечно, тоже в основном женщины покупают для своих мужей, но бывает, приходят и мужчины, причём одинокие. Танька так замуж вышла.
Юля усмехнулась.
- Не веришь? Однажды пришёл молодой человек покупать рубашку. Раньше жена покупками ведала, а теперь пришлось самому, так как развёлся. Даже размера своего не знал. Танька подобрала ему рубашку под цвет глаз, да ещё и галстук в придачу. Потом он ещё раз зашёл в магазин. А на третий пригласил Таньку в ресторан.
А через месяц в том же ресторане сделал предложение. Знаешь как? Официант принёс и поставил перед Танькой тарелку, накрытую крышкой. Приподнял её, а на тарелке лежала коробочка бархатная с колечком.
- Как банально. – Юля закатила глаза.
- Согласна. Но лучше так, чем вообще никак. До тебя тут работала Рита. Встречалась с парнем, залетела. Поженились, но гулял он по-чёрному. Приходила на работу вечно зарёванная. Ума хватило уйти от него. Забрала ребёнка и уехала к маме. – Вика снова вздохнула. – А в наш магазин мужчины редко заходят и то с жёнами. Те их как собачек на поводке за собой приводят.
- А чего отказалась, если подруга предлагала? Глядишь, тоже замуж вышла бы, – съязвила Юля, но Вика не заметила.
- Да дура потому что. Директор попросил поработать, пока на место Ритки никого не возьмёт. Жалко, что ты тут временно.
От дверей раздался звон колокольчика, возвестивший о приходе покупателя. Девушки одновременно оглянулись. В дверях, оглядывая пустой зал магазина, стояла женщина в возрасте. Скромное платье под цвет светлых волос, растерянный виноватый вид, словно она перепутала двери и не туда зашла. Вика тут же потеряла интерес к ней, отвернулась к окну и тихо произнесла, особо не заботясь, что покупательница может услышать:
- Эта ничего не купит. Не стоит на неё время тратить.
Но Юля пошла навстречу женщине.
- Здравствуйте. У нас сейчас представлена новая летняя коллекция одежды. А на прошлогоднюю хорошие скидки. При покупке двух вещей скидка увеличивается ещё на пять процентов, - сказала она, улыбаясь приветливо.
- Мне бы… - Женщина замялась на мгновении, – из прошлогодней коллекции что-нибудь. Что-то соответствующе моему возрасту. – Она понизила голос и сказала, словно сообщала тайну. – У меня скоро юбилей. Нужно нарядное платье. Гостей немного будет, самые близкие, но всё же. – Она бросила взгляд на Вику у окна. – У меня такой характер, что я долго выбираю, прежде чем купить. Вы мне покажите, где у вас платья со скидками висят, я сама посмотрю, не буду вас отвлекать.
- Пойдемте. – Юля пошла между рядами вешалок с платьями. Она выбрала и показала одно покупательнице. - У вас пятьдесят второй размер? Это вам должно подойти. Покрой свободный скроет все недостатки фигуры.
- Или вот это. – Она сняла с вешалки ещё одно платье. - Нужно примерить, чтобы понять, какой стиль вам лучше подойдёт. Пойдёмте в примерочную кабинку. Начнём с этих, а если не подойдут, я вам ещё подберу что-нибудь.
Женщина надевала платья и выходила из кабинки в зал. Юля сразу поняла, что женщине платья не подходят. Но директор требовала, что нужно продавать одежду, а не наряжать покупательниц. Да ещё Вика с любопытством поглядывала в их сторону.
- Спасибо. Но мне не нравится ни одно. А из новой коллекции очень дорогие? – Женщина посмотрела на бейджик, приколотый к формной блузке на груди Юли.
– Дороже. Но и выбор больше. Подобрать какое-нибудь? – спросила Юля услужливо.
- Нет. Знаете, на днях ко мне сын приедет. Мы придём вместе с ним. Спасибо вам, Юлечка. – Женщина улыбнулась и пошла к выходу.
- Я же говорила, что не купит. - Раздался за спиной Юли голос Вики под стихающий звон колокольчика. – Только время с ней потеряла.
- Мы его и так теряем, третий покупатель за день в магазине. А она сказала, что на днях придёт, - парировал Юля.
Вика не любила свою работу и почти открыто презирала покупательниц. Если кто-то ей не нравился, она, не скрывая, демонстрировала это. Юля – совсем другое дело. Она устроилась в магазин на месяц, пока девушка, на место которой её взяли в офис, не уйдёт в декрет. Ей нравилось видеть, как красивое платье преображает женщину и она уходит довольная. Юля располагала к себе и легко находила общий язык со всеми. Вика этим пользовалась и часто спихивала покупателей на неё.
Через два дня, за час до закрытия, в магазин пришла та самая покупательница. Она поздоровалась с Юлей как со старой знакомой. Позади неё стоял высокий молодой человек в очках.
- Ну вот… – Женщина глянула на бейджик, - Юлечка. А это мой сын Иван. Помгите выбрать мне платье.
- Пойдёмте. Я покажу вам из новой коллекции. - Юля улыбнулась.
- Дорого, наверное. А, давайте. - Женщина с отчаянной решимостью махнула рукой, отметая все сомнения. – Один раз живём, правда, Иван? – она подняла на красавца глаза, полные нежной материнской любви.
Иван сверкнул стёклами очков. Его губы тронула снисходительная улыбка.
Юля пошла по узкому проходу между вешалок с платьями. Остановилась и показала на одно из платьев покупательнице, следующей за ней по пятам. Её сын остался стоять в начале прохода.
- Это зеленое вам будет к лицу. А вот это серебристое, не смотря на скромный вид, смотрится эффектно из-за серебряных нитей в ткани. Очень оригинальное. Оно одно у нас и как раз вашего размера. Пойдёмте в примерочную.
На молодого человека она старалась не смотреть, чтобы не смущаться. Его близость смущала её. Она чувствовала по напряжению в спине, по скованности своих движений, что он наблюдает за ней сквозь стёкла очков.
Женщина померила сначала зеленое платье, потом серебристое, придирчиво разглядывая себя перед большим зеркалом.
– Ну как, Ваня? Мне оба нравятся. Не знаю, какое выбрать, - Обратилась она к подошедшему сыну.
Иван окинул мать с головы до ног.
- Тебе всё к лицу. Но в этом ты выглядишь просто шикарно. Ты похожа на герцогиню, собирающуюся на приём к королеве.
Глаза женщины загорелись радостным огнём от такого комплемента. Она снова окинула себя в зеркало.
- А вы, Юлечка, что скажете? – спросила она стоявшую поодаль Юлю.
- Я согласна с вашим сыном. Вам очень идет это платье. И сидит великолепно, словно на вас сшито. Берите, не пожалеете. – Она снова почувствовала напряжение в спине, пересилила себя и взглянула на Ивана.
На стёклах очков играли блики от люстр, скрывавшие глаза молодого человека.
- Ну что ж, если вам обоим нравится, то мы возьмём это платье. – Женщина задержала свой взгляд на сыне, словно призывала его подтвердить.
- Мы берём, - сказал Иван.
Он подошёл к матери сзади и положил руки ей на плечи.
- Ой, а сколько стоит? Я не посмотрела цену. – Забеспокоилась женщина.
- Не думай. Я хочу, чтобы ты выглядела самой красивой.
На следующий день шёл дождь. В такую погоду не хочется выходить на улицу, тем более ходить за покупаками. Промаявшись целый день в пустом магазине, Юля с Викой выключили свет в зале и вышли на улицу. Вика запирала дверь магазина, а Юля доставала из сумочки зонтик.
- Кажется, тебя ждут – В голосе Вики прозвучали нотки зависти.
Юля подняла голову от сумки и увидела стоявшего под деревом напротив дверей Ивана. Она сразу узнала его. Сердце вдруг подпрыгнуло вверх, словно стало невесомым.
- Здравствуйте, Юля. Увидел, что вы выключили свет, решил подождать здесь.
- С платьем что-то случилось? - Заволновалась она.
- С платьем всё в порядке. У моей мамы навязчивая идея женить меня. Вы ей понравились. А до этого она критиковала всех моих избранниц. Я перестал их с ней знакомить. Она решила помочь в устроении моей личной жизни. Придумала предлог, чтобы мы с вами встретились - послала меня поблагодарить вас за платье и пригласить на её юбилей.
- Ваша мама? - Юля смотрела на него с какой-то жалостью.
- Вы решили, что я маменькин сынок, верно? В какой-то степени это правда. Ближе её у меня никого нет. Я спокойно отношусь к её прихотям. Это вам. – Он достал из-за спины букет цветов и протянул Юле.
Она взяла букет и уткнулась в него лицом, стараясь спрятать смущение.
- Я тут лишняя, - сказала Вика, про которую Юля совершенно забыла.
У неё внутри творилось что-то непонятное. Ей было радостно и страшно одновременно. А от цветов шёл тонкий терпкий аромат, смешавшийся с запахом дождя. Она не заметила, как ушла Вика, разочарованная тем, что снова повезло не ей. Не заметила, что достала зонтик, но так и не открыла его. Что дождь шумел листвой, но, на неё не упало ни капли, хоть они стояли под открытым небом.
Она подняла глаза. Над ней куполом темнел большой зонт Ивана. Наверное, она слишком долго молчала, и её молчание Иван расценил по-своему.
- Если приглашение не входит в ваши планы, не волнуйтесь, я всё объясню маме. – Донёсся до неё голос Ивана.
- А вы? Вы хотите, чтобы я пришла? – Юля впервые прямо и дерзко посмотрела в его глаза, черневшие за стёклами очков.
- Знаете, мама мне все уши прожужжала про вас. Нет, не то. У меня такое чувство, что я знал вас раньше, но забыл, а встретил и узнал. Я путано говорю? - Они шли по улице совсем другую сторону от дома Юли, но она не сказала об этом Ивану.
- Нет, красиво. Я приду. Только в качестве кого? Знакомой мамы или консультантом женской одежды?
- А вы колючая. Я ошибся, думая, что вы слишком застенчивая. Я присоединяюсь к маме и приглашаю вас как друга, как симпатичную девушку. Неожиданно, но наши с мамой вкусы на этот раз сошлись. Народу будет немного: мамин брат с женой, две её подруги и мы с вами. В воскресенье в шесть часов вечера в кафе «Шоколад». Ваш магазин закрывается в пять. Вам не нужно даже отпрашиваться у подруги.
Они гуляли под дождём до позднего вечера. Свет витрин магазинов, уличных фонарей и фар машин отражалимь в лужах, создавая световую иллюминацию. Временами Юле казалось, что она парит между огнями, не понимая, где земля, а где небо.
На следующий день он снова ждал её у магазина. Иван нравился ей всё больше. Но она понимала, что у таких отношений нет будущего. Он живёт в другом городе и скоро уедет.
После празднования юбилея, которое прошло в уютной обстановке, она каждый день ждала, что вот сегодня Иван скажет, что он уезжает и им придётся расстаться…
Они сидели в кафе. Подошёл официант и положил перед ними меню. Юля машинально открыла и увидела вложенный внутрь билет на поезд.
- Поезд завтра в восемь вечера. Это твой билет, - сказал Иван напряжённо.
Юля подняла на него растерянные глаза.
- Я понимаю, что мы знакомы всего две недели, это слишком маленький срок, чтобы узнать друг друга. Находясь на расстоянии, мы не узнаем друг друга лучше, чем сейчас. Что ты мой человек, я понял сразу. У тебя есть время подумать. Я буду ждать тебя завтра на вокзале. А чтобы ты не сомневалась в серьёзности моих намерений, вот. – Иван положил перед Юлей бархатную коробочку.
Сердце Юли замерло на миг, а потом подскочило вверх и забилось у самого горла.
- Но работа…- начала она.
- Продавать одежду ты можешь в любом городе. – Усмехнулся Иван.
- Я здесь работала временно. Я по образованию дизайнер.
На следующий день Юля уволилась с работы, собрала вещи и приехала на вокзал. Иван с мамой ждали её возле вагона. На безымянно пальце Юли поблескивало золотое колечко.
«Возможно, в мире вообще нет ничего случайного. Возможно, некоторые события происходят, несмотря ни на что. Они записаны в книге судьбы. Подобны стреле, которая выпущена давным-давно и летит сквозь толщу времён, точно зная, где и когда поразит цель»
Гийом Мюссо «Спаси меня»