Найти тему
Финансовая культура

«Вашего товара нет в наличии. Можем прислать с другого склада — вот ссылка для оплаты». Разбираем правила безопасности при онлайн-шоппинге.

Оглавление

Даже не уходя далеко за пределы известного и проверенного маркетплейса с хорошей репутацией, можно случайно вскрыть мошенническую схему с кучей пострадавших. Так произошло с Ксенией из Нижнего Новгорода.

С чего все началось?

Ксения искала смартфон в подарок брату — и нашла его на любимом маркетплейсе, выбрав из нескольких предложений наиболее дешевое. Оплатила товар, стала ждать доставку — но заказ вскоре отменили, а с Ксенией связались в мессенджере представители магазина, сказав, что товар закончился.

Деньги вскоре вернулись на счет. А продавец предложил привезти через сервис быстрой доставки точно такой же смартфон — правда, с другого склада. Казалось бы, что могло пойти не так?

Ксения согласилась — продавец же проверенный. Тогда он прислал «защищенную» ссылку на оплату. Вводя данные карты, она все же решила почитать отзывы о компании — и наткнулась на целые группы обманутых покупателей!

Ксения написала на площадку. Там подтвердили, что ее случай не первый. Некоторые недобросовестные поставщики действительно стали отменять заказы и предлагать провести оплату товара на стороннем сайте. А в таких случаях маркетплейс никаких гарантий не дает и за сохранность данных карты не отвечает.

В результате Ксения сделала заказ у другого продавца. Пусть дороже, зато без риска.

Что происходит?

Мошенники постоянно ищут новые способы втереться в доверие людям. Эта схема строится на хорошей репутации маркетплейса: человек доверяет сайту сервиса, клюет на скидку и соглашается на общение с продавцом, так как считает, что площадка уже его проверила.

Но маркетплейс отслеживает чистоту сделок только на своей платформе и вычислить недобросовестного поставщика, который пытается организовать покупку за ее пределами, удается далеко не сразу. Фейковые магазины-однодневки нередко успевают выманить деньги у нескольких клиентов, пока торговая площадка не распознает обман и не заблокирует мошенника. Обычно мошенники предлагают дорогие вещи, но по ценам ниже, чем у конкурентов. При этом карточки товаров нередко сделаны на скорую руку – в них встречаются неверная информация и орфографические ошибки.

Важно знать:

Будьте внимательны, даже когда выбираете вещи на знакомой онлайн-площадке. Никогда не переводите общение с продавцом с платформы маркетплейса в сторонние мессенджеры, почту или СМС, не переходите по ссылкам от незнакомцев и не проводите оплату на сторонних сайтах. Маркетплейс гарантирует безопасность только тех заказов, которые были оформлены и оплачены через него. Если же вы контактировали напрямую с продавцом, а затем вам доставили бракованный или не тот товар либо вовсе ничего не привезли, площадка вам не поможет.

Вернуть деньги через банк тоже не удастся, если человек сам нарушил правила кибербезопасности – оплатил что-то на непонятном сайте, перевел деньги аферистам или передал им секретные данные карты. О том, как не нарваться на мошенников во время онлайн-шопинга, читайте в статье «Безопасные покупки в интернете».

Какие уловки чаще всего используют преступники, чтобы усыпить бдительность жертвы, вы узнаете из текста «Социальная инженерия: почему люди сами отдают мошенникам деньги». Как обезопасить свои финансы и вовремя разоблачить обман, разбираемся в статье «Как быстро распознать мошенника».

Происходили ли с вами похожие случаи? Удалось вовремя распознать мошенников?