На самом деле, в спорах о сказке Петра Ершова «Конек-Горбунок» главной является не проблема авторства, а проблема возраста...
Как 18-летнему юноше это удалось, если армия любителей сказки, по истечении почти двух веков показывает завидный рост. Наверное, ни у одного детсада или детского театра не осталось плана мероприятий, где бы мы не нашли постановку "Конька...". А миллионы тиражей, а сотни художников-иллюстраторов, а фильмы, а балет, а симфонические и рок-н-рольные версии сказки?
Сразу стоит упомянуть о, пожалуй, самом обидном обвинении честного человека: мол, сказку то написал Александр Пушкин.
Сравним три начала трех сказок Пушкина с началом сказки Ершова.
"Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару". (Сказка о попе и работнике его Балде»)
"Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна". (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
"Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он…" (Сказка о золотом петушке)
А теперь…
«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе». (Конек-горбунок)
Сходство, особенно с «Золотым петушком» заметно невооруженным глазом. Но начинающий автор обожал сказки Пушкина, и действительно показал рукопись трем мэтрам литературы: Александру Пушкину, Василию Жуковскому и университетскому профессору Петру Плетневу. Кто бы решился на это с чужим текстом в руках?
Все как один превознесли талант дерзновенного студента. Плетнев читает отрывки из сказки на лекциях студентам, а Пушкин так и вовсе не удержался от пафосной фразы: «Этот Ершов владеет русским стихом точно своим крепостным мужиком». Стал бы он говорить так, если бы написал сам? Это первое.
Во-вторых, автору сей сказочной поэмы в 1834 году всего лишь 18 лет. Студент философско-юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета делает в литературе первые шаги… И как мы себе представляем маститый Пушкин, на тот момент уже автор «Евгения Онегина», «Руслана и Людмилы», «Кавказского пленника», балет по которому с главной примой Истоминой петербургская элита смотрит на сцене, гость многих престижных салонов, азартный игрок в карты, сидит и пишет за студента его сказку? Увольте. Максимум, что сделал метр, это добавил одно-два четверостишия, – так понравился ему текст.
Но загадка в этой истории есть, и подозреваю, весьма трагическая. «Конек-горбунок» так и остался единственной сказкой Ершова и единственным его успехом. «О сколько нам открытий чудных…», – поди не раз он употреблял эту фразу, а открытия так больше и не пожаловали. Может мелькнули где-то, но не явились. За свою жизнь, а проживет он 54 года, Ершов опубликует стихотворения, рассказы и пьесы. Но так и не снискает лавры, схожие со славой Жуковского и Пушкина.
Моя версия такова, что попав под влияние пушкинского стиля, его поддержки, его редактуры этой сказки, так сблизившей «Конька-горбунка» с пушкинскими творениями Ершов так и не смог обрести свой стиль, как это сделал, скажем, Лермонтов.
Надо отдать ему должное, он тщательно переработает четвертое издание сказки, и еще не раз попробует писать, но как человек умный, убедится в тщетности попыток выйти из «пушкинского плена».
«Исчез обман мечты самолюбивой,
Открылась вся дней прежних пустота,
Другую мне рисует перспективу
В дали годов спокойная мечта...» (П.Ершов «Перемена»)
Ершов вернется в Тобольск учителем, инспектором и впоследствии директором гимназии. В те годы будет планировать исследование Сибири. Но эта мечта так же останется мечтой.
Он уйдет в семейную жизнь, очарует трех жен, будет принимать деятельное участие в судьбе своих детей, а равно, пасынков и падчериц.
А взгляните на его портрет. Никого не напоминает?
Вылитый Пьер Безухов Льва Николаевича. И внешне, и по образу действий. Неужели бы Пьер скрывал авторство Пушкина? Неужели бы он рвал на груди рубаху за свои стихи?
Но недооценил он себя. Вот где собака зарыта.
Имея несомненный талант по зернышку собирать фрагменты разных сказок и создавать свой сюжет, он мог бы продолжить это занятие.
Русские народные сказки «Сивка-Бурка», «Жар-птица» и «Василиса Прекрасная», норвежская народная сказка «7 жеребят» (там тоже младшему из троих сыновей в награду достается прекрасная принцесса, а помогает волшебный жеребенок). Вот откуда ноги растут «Конька-горбунка». Да? Конек-горбунок? А три брата с третьим дураком-Иваном, так это половина всех русских сказок.
Редкий дар создавать сказочную мозаику, и всего один раз в жизни. Но смелый порыв восемнадцатилетнего юноши больше не повторится. Русская литература могла бы обрести своего Шарля Перро, переработчика народных сказок.
Но я сегодня войду в аудиторию к студентам, и мои 5 вопросов о вдохновении. Что сподвигло студента Ершова ни с того ни с сего написать сказку-шедевр? Почему именно о жеребце? Почему потом не произошло возврата к подобному жанру, ведь автор обожал детей и наверняка рассказывал им сказки? Почему в воспоминаниях не раскрыл секрет, неужели тень Пушкина помешала?
"Я лиру взял рукой нетерпеливой,
И первый звук ответил чудно мне..."
Что же тогда в 18 лет произошло с ним?
#сказка #культура #автор #талант #литература