Как звучит состав мозговых волн на ЭКЭГ-изображении, когда мозг находится в состоянии глубокой медитации, и каковы варианты терапии?
Дзен учит нас прямо, просто и практично тому, что жизнь происходит прямо сейчас, в настоящий момент, не где-то в отдаленном будущем и в нашем воображении, а здесь и сейчас. Эта мудрость, которая может показаться резко контрастирующей с ценностями нашей западной культуры, все чаще используется философами, психологами, психиатрами и учеными. Что заставило западную культуру и науку восходить к восточной философии столь далеких времен? Почему люди, чье зрение до сих пор сильно фокусировалось на «вчера» и «завтра», стремились смотреть на «сегодня»? Что такое дзен
Когда жители Запада впервые соприкасаются с философией дзэн, у них возникает большая проблема с пониманием ее учений и практик. Проблема в том, что мы родились и выросли в совершенно другой культуре и религиозной традиции. Нам очень трудно отказаться от интеллектуального и дуалистического способа понимания реальности, который является результатом сильного восприятия ее через призму окружающего мира. Такое понимание реальности, отличное от дальневосточной философии, мешает западному уму открыться дзэн. Дзен-буддизм кажется нелогичным, непонятным, запутанным, и исследовать его довольно сложно. Это приводит к тому, что он очень быстро отвергается амбивалентным умом. Этот ум обычно оказывает сильное и жесткое сопротивление, когда сталкивается с дзен. Однако, когда мы пытаемся выйти за эти пределы,
Дзен происходит из буддийской традиции, но можно заметить одно из принципиальных отличий от буддизма. Дзен универсален и трансконфессионален, что способствует тому, что многие христиане практикуют дзадзэн (сидячую медитацию дзен). Примеры включают двух христианских монахов, Хьюго Эномия-Лассаля и Виллигису Ягера, которые как христиане внесли свой вклад в диалог между этими двумя мирами. Объединив эти два пути духа, они достигли сатори, получив официальный титул мастеров дзэн.
Zen или китайский Chan, корейский Sŏn или вьетнамский Thien означает «медитировать» с японского — это безмолвная медитация, созерцание и является основой дзен-буддизма.
ДЗЕН - ЭТО ПУТЬ И ЦЕЛЬ
Вышеупомянутые учения исходят из буддийской школы Махаяны и являются основным направлением буддизма в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме. В Японии около 20% храмов являются буддийскими дзен-храмами. Его происхождение восходит к 5 веку до нашей эры и происходит из Индии. Источником его рождения было пробуждение Будды Шакьямуни, которого он достиг в позе дхьяны (дзадзэн). С тех пор этот опыт постоянно передавался от мастера к ученику, создавая линию передачи дзен. В Китае же оно появилось в 6 веке нашей эры по инициативе монаха Бодхидарма, приехавшего из Индии.
Основа и суть учения дзэн в том, что нет необходимости поклоняться божествам или молиться им, следовать религиозным ритуалам и церемониям. Послание о том, что для достижения просветления не нужно изучать священные тексты, также было революционным. Учения проповедуют ломать и выходить за рамки стереотипного мышления, а лучший способ помочь — это медитировать и ощущать мир таким, какой он есть сейчас: здесь и сейчас. В Китае Золотой век дзэн начался с Шестого патриарха Хуэй-Нэна (638–713 гг. Н.э.) и закончился гонениями со стороны коммунистического Китая. Постепенно дзен распространился также в Корею и Вьетнам. В 13 веке нашей эры дзэн был распространен в Японии монахом Догэном, считавшимся великим буддийским мастером, который оказал глубокое влияние на ее более позднюю культуру и философию.
ДЗЕН — ЭТО ПОНЯТЬ СЕБЯ
Мы не можем понять дзен на теоретическом уровне, мы должны испытать его, и именно к этому ведет путь медитации. Самое главное в дзен-медитации — сознательно присутствовать в том, что происходит прямо сейчас, а не следовать за отвлекающим умом. Вьетнамский монах Тич Нат Хан говорит об этом: «Мы тренируемся так, чтобы каждое мгновение нашей жизни становилось настоящей жизнью». Поэтому вы должны направлять свое внимание во время медитации на настоящий момент, на момент вашего существования здесь и сейчас. Выйти из прошлого и не смотреть умом в будущее, ежеминутно осознанно переживая себя и окружающий мир.
Дзен учит нас, что вся суть жизни сосредоточена в настоящем моменте. Учась присутствовать в настоящем, мы учимся контролировать жизнь. Наша встреча с жизнью происходит не в далеком будущем, а прямо сейчас, в момент, который мы можем полностью пережить. Это означает остановиться и заглянуть внутрь себя, что поначалу может быть не всегда удобно.
Корейский дзен-мастер Сунг Сан формулирует это аналогичным образом: «Каждый в этом мире ищет счастья снаружи, и никто не понимает своего внутреннего «я». Все говорят: я, я хочу этого, я такой. Но никто этого не понимает. Когда вы родились, откуда вы пришли? Когда ты умрешь, куда ты пойдешь? Если вы честно спросите: «Кто я?», то рано или поздно вы упретесь в стену, где всякое мышление отрезано. Мы называем это незнанием ума. Дзен всегда и везде поддерживает этот ум не знающим».
ЧТО ТАКОЕ НЕ ЗНАЮ УМ
Дзен-мастер Сын Сан говорит нам: «Незнающий ум — это вы. Дзен — это понимание себя, представьте пекарню, где пекут разнообразное печенье в виде животных, людей, машин и различных повседневных вещей, которые нас окружают. Они имеют разные формы, названия, но сделаны из одного теста и имеют одинаковый вкус. То же самое со всем в этой вселенной: солнце, луна, звезды, горы, животные и люди имеют разные имена, но сделаны из одной и той же субстанции. Вселенная сформирована парами противоположностей: свет-тьма, мужчина-женщина, звук-тишина, добро-зло. Однако все противоположности однородны, потому что состоят из одной и той же субстанции. Их формы и названия различаются, но суть их одна и та же. Имена и формы создаются мышлением. Если вы перестанете думать и не привяжетесь к этим терминам, тогда вся субстанция едина. Ваш не знающий ум отсекает всякое мышление. Это не знающий ум».
Что это за «вещество», о котором упоминает Сын Сан? Представители различных религий и философий называют эту субстанцию энергией, разумом, богом, светом, любовью или материей. Как Дзен смотрит на это? «Четверо слепых пошли в зоопарк и подошли к слону. Один слепой коснулся своего бока и сказал: «Слон подобен стене». Другой слепой коснулся хобота и сказал: «Слон подобен змее». Другой слепой коснулся его ноги и сказал: «Слон подобен столбу». Последний слепой коснулся своего хвоста и сказал: «Слон подобен щетке». Тогда четверо слепых затеяли драку, каждый из них считал, что его суждение было правильным». Каждый из них знал только часть правды, не видя и не зная всего. Этот короткий рассказ иногда очень хорошо иллюстрирует нас самих, привязанных к нашим истинам, убеждениям и взглядам. Глядя через этот рассказ на картину современного мира, мы видим, как многие из нас носят повязку на глазах, что часто способствует нашей боли и страданию. В этом коротком рассказе есть глубокая мудрость. Вот как дзен движет нашим умом и позволяет ему раскрыться, сбрасывая завесы тьмы, а затем успокаивая его, чтобы он мог осознать свою истинную природу ума.
Мастера дзен воздействуют на умы своих учеников, шокируя их и нарушая привычное логическое мышление. Они часто делают это с помощью головоломок, известных как коаны. Они хотят встряхнуть сознание ученика, выйти за пределы его старых построений и программ, чтобы он снова увидел истинное отражение действительности в своем уме. Один из известных коанов — созерцание звука хлопка одной рукой. Мой первый коан, который я получил, был: «Какова природа собаки?»
Ответ пришел не сразу, но я точно помню, когда он пришел.
ДЗЕН ВСЕ ЕЩЕ РАЗУМ
Что такое дзен-неподвижный ум и почему наше эго так возвышенно сопротивляется ему? Чтобы лучше понять, что такое Неподвижный Разум, мастера дзен используют различные аналогии. Например, они сравнивают его с поверхностью озера, в котором отражается ночная луна. Если поверхность воды неподвижна, спокойна, то она напоминает чистое хрустальное зеркало, в котором четко и точно отражается луна. Глядя на поверхность озера, мы можем увидеть даже мельчайшие детали. Достаточно, однако, чтобы вдруг появился легкий порыв ветра и на воде появились тонкие, похожие на рябь волны, которые исказят всю картину. Когда сила ветра увеличится, эти небольшие изгибы превратятся в более крупные волны, которые затем размоют воду настолько, что отражение луны полностью исчезнет, и мы вообще не сможем увидеть ее на поверхности озера.
Озеро подобно нашему разуму, когда мы позволяем ветру наших эмоций взбудоражить в нем волны мыслей, суждений и представлений о реальности. В результате мы искажаем реальность, которую переживаем, и перестаем видеть истину.
ДЗАДЗЭН: СИДЯЧАЯ МЕДИТАЦИЯ
Практикующий дзадзэн принимает сидячее положение со скрещенными ногами и прямой спиной. Практикующий в этом положении поддерживает ум-не-знание. Однако это не бесстрастное сидение. Наоборот, начинающий должен приложить значительные усилия, чтобы заставить ум, который все комментирует, замолчать. Следует внимательно следить за дыханием и стараться быть здесь, в настоящем моменте, а не смотреть умом в прошлое или будущее. Со временем практикующий медитацию учится «растворять» мысли и эмоции, возникающие в уме. Уследить за всем этим — большая проблема для ума, который до сих пор всегда что-то обрабатывал, анализировал, планировал, организовывал и увлекался разными вещами. Очень трудно остановить его внезапно и попытаться заставить его замолчать. Она не может дождаться когда тишина заканчивается и когда он может переместиться в свой мир, полный суматохи и раздражителей. Поэтому часто новички в медитации чувствуют нетерпение и раздражение. Важно узнать о правильных техниках дзен еще до того, как вы начнете медитировать, чтобы помочь вам правильно участвовать в этих процессах. Медитация — это процесс, посредством которого мы переживаем себя, познаем себя — это путь мудрости, о котором говорят мастера дзэн.
ДЗЕН В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ
Двадцатый век породил многих мыслителей, проникших в дзэн глубокую мудрость и чьи наблюдения до сих пор находят отклик. Швейцарский психиатр и психотерапевт Карл Густав Юнг, безусловно, будет в этой группе, как и британский философ и толкователь буддизма Алан Уоттс. Дзэн проник и оказал значительное влияние на течения западной психотерапии, добившись в ней значительных успехов.
Современная психология и психиатрия достигли надрелигиозных форм практики дзен-медитации, часто называемой практикой «внимательности», и подвергли их клиническим испытаниям. В настоящее время он использует техники медитации как подход к повышению осознанности и умелому реагированию на психические процессы, являющиеся источником эмоционального стресса. В клинической литературе осознанность определяется как форма внимания к настоящему моменту, которая является целенаправленной, сознательной и непредвзятой. Методы медитации осознанности, предложенные им, были подтверждены данными клинических вмешательств. Эти методы используются, среди прочего, для снижения стресса (MBSR), для предотвращения рецидива депрессии (MBCT), для профилактики рецидивов употребления психоактивных веществ (MBRP), а также для лечения широкого круга психологических проблем (ACT) и для лечения пограничного расстройства личности (DBT). Успехи и положительные результаты этих методов лечения оценивались по уменьшению клинических симптомов и улучшению общего психического здоровья и благополучия.
МЕДИТИРУЮЩИЙ МОЗГ В QEEG
Благодаря исследованиям QEEG мы можем наблюдать и отслеживать, как медитация меняет запись биоэлектрической активности в мозге. Его можно наблюдать с помощью электроэнцефалографа в виде записи линейных волн. В своих исследованиях по измерению электрической активности мозга я использую метод количественной электроэнцефалографии (КЭЭГ). Метод КЭЭГ называется методом картирования мозга.
С помощью метода QEEG мы наблюдаем текущее состояние мозга и его активность в настоящее время, а также получаем информацию о ведущих функциях, привычках и ресурсах. Мы способны распознавать мозговые расстройства, ограничения и предрасположенности. Мозговые волны имеют еще одну очень важную особенность — помимо того, что они показывают нам текущее состояние мозга, подвергнутого сознательной стимуляции (например, с помощью биологической обратной связи), они также могут воздействовать на него. Осознанная медитация также влияет на возникновение благоприятного для нас волнового состава мозга. Дзен-медитация увеличивает медленную альфа в частотном диапазоне 8–10 Гц, быструю тета (6–8 Гц), бета (16–20 Гц) и SMR или сенсомоторный ритм (13–15 Гц). Эти методы одновременно уменьшат быстрые волны Hi-бета (21–36 Гц) — частоты, связанные с повышенной тревогой и размышлениями.
Увеличение мощности свободных альфа-каналов отражает большее внутреннее внимание. Эта частота отмечается преимущественно во время медитации и в состоянии глубокого расслабления, а также когда мы не привлекаемся к раздражителям из внешнего мира. Ее мир — это затылочная часть ее мозга. Возникновение этих волн свидетельствует о высоком уровне осознания окружающего мира, повышенном уровне концентрации с одновременным ощущением внутреннего покоя.
Быстрая тета-волна отвечает за внимание и регуляцию эмоций в лобной области. В тета-состоянии могут возникать очень творческие мысли, и это состояние характеризуется чувством вдохновения и глубокого расслабления. Тета в этом частотном диапазоне считается воротами в наше подсознание. Умственная деятельность при переживании этого состояния бодрствует и расслабляется. Исследования показали, что тета-волны указывают на глубокое спокойствие, расслабление и релаксацию и чаще встречаются у людей, имеющих большой опыт в практике медитации. Источником, возможно, являются лобные отделы мозга, связанные с отслеживанием других психических процессов...
#спокойный #дзен #разум