Найти тему
InfraOne Research

Насколько эффективны ТОР и другие префрежимы в кризис?

infraoneresearch.ru
infraoneresearch.ru

По нашим расчетам, на конец мая 2022 года в России действовало 162 территории с льготными условиями ведения бизнеса. Речь идет о территориях опережающего развития, Свободном порте Владивосток, Арктической зоне РФ, особых экономических зонах и свободной экономической зоне в Крыму и Севастополе.

Из нашего нового исследования можно узнать, чего достигли эти префрежимы к началу 2022 года? Могут ли они помочь экономике страны в условиях кризиса и санкций? И каков потенциал совмещения формата префрежимов с концессиями и ГЧП?

  • Согласно нашей оценке, суммарное количество резидентов префрежимов в России на конец мая 2022 года превысило 7,1 тыс. штук. В рамках своих проектов они инвестировали порядка 2,5 трлн руб. и создали свыше 250 тыс. рабочих мест, что составляет лишь около 30% и 55% от плановых значений соответственно.
  • Давая основу для запуска сотен новых проектов, префрежимы тем не менее пока не доказали свою эффективность. Так, по данным Счетной палаты, между созданием префрежимов и социально-экономическими показателями федерации и регионов нет выраженной взаимосвязи, предоставляемые резидентам льготы влияют лишь на отдельные показатели их предприятий, префрежимы слабо стимулируют внешнеэкономическую деятельность. К этому добавляются специфические проблемы отдельных специальных режимов: например, по данным нашего исследования, у некоторых дальневосточных ТОР есть выраженный «крен» в сторону сырьевых отраслей, что не способствует диверсификации экономики их регионов.
  • В период кризиса территории с особыми условиями ведения бизнеса могут оказать большую поддержку государству и инвесторам, хотя и здесь их эффективность неоднозначна. Так, льготы по уплате налогов, страховых взносов и таможенных платежей позволяют компаниям-резидентам экономить деньги и перенаправлять их на возросшие операционные расходы (например, пересмотр логистики в условиях санкций), однако их обратная сторона — выпадающие доходы бюджетов, достигающие десятков миллиардов рублей и усугубляющие и без того возрастающий в период кризиса дефицит бюджетных средств. Столь же неоднозначная ситуация — с иностранным участием в проектах и уставном капитале компаний-резидентов и другими аспектами работы префрежимов.
  • Выгодным для инвесторов может быть совмещение статусов резидента территории с префрежимом и частного партнера в рамках концессии или ГЧП. Подобная практика уже есть на рынке: например, формат «два в одном» используют концессионер проекта по строительству порта «Лавна» (с начала 2022 года — резидент ТОР «Столица Арктики»), дочерние компании группы «DNS Девелопмент», реализующие концессии по строительству школы и детского сада в рамках ТОР «Надеждинская», несколько проектов с совмещением этих инструментов запланированы к запуску в ближайшее время.
  • Впрочем, на наш взгляд, маловероятно, что на фоне кризиса такие проекты получат широкое распространение на рынке: органы власти часто не решаются на запуск концессий и ГЧП из опасений (не всегда оправданных), что они потребуют слишком много бюджетных вложений, а накладывающиеся на это выпадающие бюджетные доходы от префрежимов могут лишь уменьшить желание властей запускать такие инициативы.

Читайте полную версию обзора.

Читайте другие аналитические материалы на сайте infraoneresearch.ru. Там же можно ознакомиться с аналитическим обзором InfraOne Research «Изменение ГЧП-законодательства: риски и последствия».

О том, как развита инфраструктура в российских регионах, можно узнать из аналитического обзора InfraOne Research «Инфраструктура России: индекс развития 2021» и специального проекта «Индекс развития инфраструктуры России 2021».