Найти тему
Нешкольная история.

К вопросу о "добровольном присоединении Сибири".

Многие, в том числе, жители Сибири, верят школьным учебникам. Верят, что казаки "открыли" Сибирь. И все сибирские народы добровольно, с радостью, встали под царские знамёна.

Но ведь это не так. Сибирь была завоёвана огнём и мечом. Силой и хитростью. Правда, об этом не принято говорить. Этот вопрос умалчивается.

Чтобы не быть голословным, заявляя о завоевании, обратимся к источникам.

"В 17 веке началось покорение казаками Сибири и обложение данью инородцев. Покорение совершалось медленно. При каждом удобном случае инородцы восставали против своих победителей..."
Буряты / сост. Н. Б. Веселовская ; под ред. А. А. Ивановского. - Москва : Тип. И. А. Баландина, 1901

В 17 веке казаки дошли до долины Енисея. В 1618 году был основан Енисейский острог, а затем Красноярский. Всё продвижение происходило с боями.

Томские служилые люди в своих донесениях жаловались на орды, окружившие Томск. "И колмаки, и братские, и саянцы вокруг Томска... и холопей твоих побивают. И нам, государь, твоего города без прибавошных людей не удержать..."

Из Государственной Публичной Исторической библиотеки.
Из Государственной Публичной Исторической библиотеки.

Но, при всей воинственности отдельных племён, сопротивляться организованному вторжению Сибирь не могла. В Сибири не было государственности, не было влиятельных князей, крепостей и "огненного боя".

К концу 17 века сеть острогов и городов опутала Сибирь. Князьков приглашали в острог, поили, кормили, дарили украшения, склоняя к подданству русскому царю.

Но чаще были совсем другие меры. Например, буряты отрицали свою подчинённость русским и отказывались платить ясак. "Ни ласки, ни подарки, ни освобождение пленных не могли укротить инородцев. Тогда был послан в Братский острог отряд в 60 человек для усмирения "Наглых бурятов" (как выражается историк Фишер)".

Бурят.
Бурят.

Приёмы усмирения были жестоки. В официальных донесениях сообщалось - "Ясырь(пленные) побит из пищалей (расстреляны).

Женщин забирали с собой. Миллер писал - "При покорении новых народов, наипаче жён и девок к себе забирали. И не только потому, что нужда была. Но и многожёнство в Сибири было грех обычный".

Казаки считали ясачных собственностью того или иного острога. Нередки были "разборки" между служивыми за обладание инородцами. Кому инородцы будут платить ясак.

История бурят-монгольского народа : очерки / Ф. А. Кудрявцев; Бурят-Монгол. гос. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории. - М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1940.
История бурят-монгольского народа : очерки / Ф. А. Кудрявцев; Бурят-Монгол. гос. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории. - М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1940.

Обложением данью покорённых народов дело не заканчивалось. Духовная власть пошла следом за казаками и купцами, а иногда и вместе с ними.

"С присоединением владений к русскому государству, открылись новые задачи для церковной власти. Так как эта масса покорённых народов приобщалась к русской цивилизации..."
Распространение христианства в Сибири. 1897 год.

Историй таких множество. Они документально закреплены в отчётах, записках, докладах служивых людей.

-6

Всё это умалчивается в официальной истории. По факту это было
покорение "огнём и мечом". Но, нам рассказывают про "добровольное присоединение".

п.с. Добавлю, что долгое время после покорения Сибири царские власти не доверяли бурятам. Была запрещена продажа оружия местному населению. Указ 22 апреля 1702 года.

И второе. Почти через сто лет после покорения было создано бурятское казачье войско, которое занималось охраной границ.Так вот, до 40-х годов 19 века бурятские казаки охраняли границу без огнестрельного оружия, с луком и стрелами! (История бурят-монгольского народа. Изд-во Академии наук СССР, 1940.)

И третье. Есть карты-современники того времени, на которых вместо Сибири Тартария. Что Вы об этом думаете?

То есть даже через 200 лет после покорения были опасения что Сибирь восстанет против царя.

Смело ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Здесь только интересные истории!

Татаро-монгольское иго на примере одного единственного азиата.