Многие из нас сейчас задумываются о том, что будет с автомобильной отраслью в России теперь, когда с рынка ушли многие крупные производители и поставщики как самих автомобилей, так и комплектующих. Есть ли надежда на налаживание выпуска хотя бы того, что в стране осталось? Некоторые предпринятые правительственные меры дают надежду на то, что шансы у автопроизводителей в родном Отечестве всё-таки есть.
Обнуление машин
Начнём с того, что трудности с поставками автокомпонентов не только в РФ, но и во многих других странах начались ещё в пандемийные 2020-2021 годы. Все ведь помнят мировой дефицит микроэлектроники? Сейчас же проблема обострилась из-за геополитической ситуации: кое-как налаженные было логистические цепочки снова разрушились, и дефицит опять накрыл автомобильную отрасль, причём сразу по всем направлениям.
Из-за повсеместных приостановок заводов объём рынка легковых автомобилей в РФ в марте 2022 года снизился на 72,1%. Чтобы как-то смягчить дальнейшее падение, правительство разрешило автозаводам выпускать автомобили любого экологического класса — вплоть до «Евро-0», тогда как ещё недавно в стране действовали жёсткие требования «Евро-5». Документ, дающий временные послабления, был подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным 12 мая и будет действовать до 1 февраля 2023 года.
Помимо послаблений в отношении экологичности транспортных средств, документ «отменил» ряд требований и к их безопасности. Так, компании уже начали выпускать «упрощённые модели» машин без антиблокировочных систем тормозов, подушек безопасности и динамических систем стабилизации. Практика показывает, что соотечественники готовы поступаться этими и многими другими аспектами безопасности и комфорта, лишь бы иметь возможность просто покупать автомобили.
Деньги в деле
Хорошая новость в том, что одними только послаблениями Правительство не ограничилось: буквально на днях на поддержку автокомпонентной отрасли оно выделило 30 миллиардов рублей. Со слов вице-премьера Юрия Борисова, данная мера уже была включена Минпромторгом во второй пакет плана поддержки российской экономики в условиях санкций, и вот сейчас она приведена в действие.
Как выделенные деньги будут доводиться до производителей? По информации агентства «Финмаркет», финансирование будет идти через гранты Фонда развития промышленности. А последний, в свою очередь, будет получать деньги из госбюджета, чтобы иметь больше возможностей выдавать производителям автокомпонентов льготные займы. Конечно же, такую льготу смогут получить только проекты, направленные на замещение покинувшей страну импортной продукции.
Простыми словами, механизм приблизительно такой: производитель может прийти в Фонд развития промышленности и оформить займ (от 50 миллионов рублей) под 1% годовых. Если проект получится реализовать в установленный срок, то до половины этого займа предприятию спишут – как раз за счёт выделенных правительством средств.
А как насчёт техобслуживания?
Итак, в том или ином виде автомобили, по всей видимости, в РФ продолжат выпускаться, а кто-то по-прежнему будет их покупать, несмотря на технические «упрощения». Остаётся вопрос: а будет ли простым техобслуживание таких авто, если производители запчастей и расходников также массово покинули рынок? Чтобы облегчить ситуацию, правительство легализовало параллельный импорт, о чем мы достаточно подробно уже писали в одной из наших прошлых статей. Кроме того, многие продукты иностранного производства, включая смазочные материалы для автомобилей, продолжают оставаться на рынке официально. Так, например, потребитель может не волноваться о том, будут ли поставляться в РФ автомасла под брендом HYUNDAI XTeer от южнокорейского производителя Hyundai Oilbank. Поставки продукции продолжаются, и на связи с потребителями по-прежнему остаётся Единый импортёр.
Кстати, а какой у вас автомобиль? С какими проблемами в его обслуживании вы, возможно, столкнулись минувшей весной и как их решили?
#автокомпоненты #импортозамещение #санкции #бизнес #экономика