Найти тему
Катехизис и Катарсис

F-8 «Крусейдер» против МиГ-17/21 в небе Вьетнама

Оглавление

Воздушные сражения Вьетнамской войны оставили яркий след в истории авиации и приковывают внимание публики до сих пор. Есть множество мнений насчёт того, какие выводы следует сделать из этой войны, но в большинству случаев все они так или иначе связаны с «победным счётом» того или иного самолета. Сильнее всего тогда прославились два истребителя, северовьетнамский МиГ-21, советского производства, и американский F-4 «Фантом». Гораздо меньше внимания широкой общественности получили МиГ-17/19, про их противостояние с F-105 в рунете почти ничего не пишут. И уж совсем лишённым регалий выглядит боевой путь F-8, люди зачастую забывают о том, что такой самолёт вообще был и что он воевал. В этой статье я попытаюсь осветить хронику воздушных сражений «Крусейдера» и ответить главный вопрос: действительно ли он заслуживает звание лучшего американского истребителя в небе Вьетнама, каким его часто изображают отдельные источники?

Самолёты и их пилоты

На момент начала войны основой истребительного парка ВВС ДРВ был МиГ-17, который благодаря советским поставкам (примерно 40 самолётов ежегодно) постепенно дополнялся МиГ-21 и МиГ-19. Сам МиГ-17 появился в рамках проектах по усовершенствованию МиГ-15, к 60-м годам был уже морально устаревшим самолётом, и, не имея ни радара, ни ракет, со своей максимальной скоростью в 1,0 Маха (1,2 в модификации «Ф»), он не мог на равных тягаться с новейшими американскими «Фантомами». На самолёт устанавливались две пушки калибра 23 мм и одна калибра 37 мм, что в сумме позволяло достичь массы секундного залпа в 15 кг (четыре 20 мм пушки F-8 давали вдвое меньше). Хотя эта цифра и производит впечатление, на практике МиГ-17 испытывали большие проблемы с точностью стрельбы. Когда в рамках учений «Красный Флаг» американцы получили возможность протестировать советские самолёты, они обнаружили, что на МиГ-17 стоял примитивный (по их меркам) прицел, при стрельбе пушки создают сильную вибрацию, и сам огонь недостаточно синхронизирован. Небольшой боезапас только усугублял ситуацию — его хватало на 5-6 секунд непрерывной стрельбы. Тогда же было установлено, что в горизонтальном манёвре МиГ-17 превосходит что F-4, что F-105, что F-8, хотя на высоких скоростях самолёт становится плохо управляемым и его преимущества теряются. Система управления МиГ-17 полагалась на механику и гидравлику, и требовала от пилота больше усилий, по сравнению с электрическими системами на американских самолётах. В случае продолжительного маневрирования для вьетнамцев, не отличающимися большой массой и силой, это становилось проблемой. МиГ-21 в этом плане был более комфортным самолётом. С максимальной скоростью в 1,8 маха, он мог на равных противостоять «Крусейдерам» и относительно свободно чувствовать себя в бою против «Фантомов». Вооружение состояло из 2-х пушек калибра 23 мм и 2 ракет Р-3С, — советской копии «сайдвиндера». Что у МиГ-17, что у Миг-21 был плохой обзор в задней полусфере это увеличивало требования к слаженности лётных пар: самостоятельно пилот имел мало шансов заметить приближающуюся сзади ракету.

Отдельно стоит остановить на подготовке пилотов. Вьетнамцы отбирали добровольцев из числа наиболее мотивированных, физически развитых, и преданных делу партии (также упоминается пункт о «чистой» родословной, что бы он не значил), после чего они отправлялись на учёбу в СССР и Китай. После начала войны и прибытия советских военных инструкторов предпринимались попытки наладить обучение непосредственно на территории ДРВ, но лишь небольшое число пилотов было подготовлено таким образом: интенсивность американских налётов не располагала к длительном полётам беззащитных учебных самолётов. Так, есть данные о том, что один учебный МиГ-21 с советским военным инструктором и вьетнамским курсантом был сбит «Фантомом» (оба пилота выжили), хотя отсутствие подробностей заставляет усомниться в её достоверности. Добровольцы, отправившиеся в Китай, в сумме прошли 8-летний курс обучения, из которого 4 года отводилось на полёты вместе с ВВС НОАК. О ходе самого обучения известно очень мало подробностей, упоминается лишь что из-за языкового барьера и недостаточного образование вьетнамские курсанты столкнулись с заметными трудностями, но при этом нет никаких свидетельств, что они не сумели освоить курс в полном объёме или что китайские инструкторы были ими недовольны. В СССР вьетнамцы обучались в Краснодаре, вместе с венгерскими и кубинскими кадетами. Процент «отсеивания» был очень высокий, к середине 60-х только 20% вьетнамских курсантов смогли закончить обучение и стать пилотами, остальные же были переквалифицированы в обсуживающий персонал. Для сравнения, за курс 1962-65 годов из 38 венгерских кадетов 35 получили квалификацию пилота. Согласно воспоминаниям одного венгерского лётчика, когда он спросил советского инструктора, как идут дела с вьетнамцами, тот ему ответил, что: «если позволить пятёрке вьетнамцев подняться в небо на МиГ-17, то мне потом придётся поднимать в воздух эскадрилью, что бы собрать их всех вместе». О наличии определённых проблем с обучением также свидетельствует тот факт, что вьетнамцам выделяли в два раза больше времени на совместные полёты, чем любым другим кадетам, прежде чем допустить их к одиночным вылетам. Такая политика объяснялась срочностью обучения — война во Вьетнаме была в самом разгаре, пилоты должны были закончить обучение как можно скорее. Иногда вьетнамцы при взлёте «соскакивали» с ВВП, что приводило к повреждениям самолёта. В случае, если такое происходило с кубинцами или венграми, то их «наказывали» отстранением от полётов на неделю, вьетнамцы же спокойно садились в кабину уже на следующий день. Занятия по воздушной стрельбе происходили 1-2 раза в год, для этого выделялись МиГ-15 или МиГ-17, с 30 снарядами на ствол. Вьетнамские курсанты отличались здоровым образом жизни, они не пили, и не курили, и не занимались поиском романтических интересов. В свободное время они практиковались в боевых искусствах и изучали труды Мао Цзэдуна, причём последнее вызывало определённое недовольство у советских инструкторов. При полётах на МиГ-21 дала о себе знать проблема малого роста и недостаточных физических данных курсантов. Приборная панель находилась слишком высоко, а ногами они едва доставали до педалей руля. Вьетнамцам также ощутимо недоставало выносливости, при перегрузках в 5-7 G начинала кружиться голова и появлялись проблемы со зрением. В совместных полётах они зачастую теряли сознание прямо в кабине, и советские инструкторы устанавливали специальные зеркала для наблюдения за состоянием курсантов. По возвращению на родину лётчики, прошедшие подготовку в Китае ценились несколько выше, чем прошедшие подготовку в СССР, хотя нельзя наверняка сказать, было ли это связано с политической предвзятостью или из-за разницы у полученных знаниях и умениях. В целом же, подготовку будущих защитников неба ДРВ можно считать удовлетворительной. Северный Вьетнам получил вполне себе профессиональных пилотов с общим налётом около 400 часов, подготовленных по советским стандартам, и имеющих в своём распоряжении пусть не самые современные, но вполне подходящие для функций ПВО самолёты.

«Крусейдер», с другой стороны, уходит своими корнями ещё в Корейскую войну, откуда он и принёс свои архаичные, по меркам 60-х, пушки. Ко времени начала войны во Вьетнаме большинство «Крусейдеров» находилось в модификации «E», способной развивать скорость в 1,8 Маха. Правда, достигалось это только на большой высоте (10+ км), при полете над уровнем моря «Крусейдер» не мог выдать больше 1,0 Маха. Под фюзеляжем располагались 4 точки подвески, которые могли использоваться как для «сайдвиндеров» так для неуправляемых ракет «зуни». Под крыльями можно было подвешивать бомбы разного калибра, вплоть до двух 2000 фунтовых, что особенно сильно ценилось в авиации КМП. Из-за частой необходимости подавлять позиции МЗА и ЗРК наиболее распространённым вариантом загрузки были 2 «сайдвиндера» и 2 блока «зуни». Как известно, надёжность ракет класса воздух-воздух времён Вьетнамской войны стала притчей во языцех, но мало кто знает, что с пушками у американцев дела обстояли немногим лучше. На «Крусейдере» устанавливались 4 встроенные 20 мм пушки со 144 снарядами на ствол, и при больших перегрузках у них обнаружилась тенденция к заеданию. Так, после первых же воздушных боёв флотское командование провело отдельное исследование, из которого следовало, что «…при стрельбе у 13 из 24 пушек наблюдался отказ, у 2 из 6 самолётов отказ случился на первом же снаряде, один пилот самостоятельно прекратил стрельбу после израсходования четверти боезапаса и только один пилот смог израсходовать боезапас полностью». Высокая скорострельность пушек также стала проблемой — боезапаса хватало всего на 13 секунд непрерывной стрельбы. Существовала даже неофициальная модификация «Крусейдера», в которой аэродромные техники добавили кнопку переключения между парами пушек, экономя таким образом боезапас за счёт массы залпа. Электрическая система самолёта имела один неприятный изъян: при переключении между «зуни» и «сайдвиндерами» иногда происходил самопроизвольный пуск последних. Пилоты «Скайхоков» такие моменты особенно «ценили», когда во время боевого вылета от истребительного эскорта к ним приходило сообщение, что где-то внутри ударной формации «гуляет» ракета воздух-воздух. Лишь по счастливой случайности ни один самолёт не был потерян таким образом — что, кстати, может быть объяснено плохими характеристиками ракет в захвате и удержании цели. Помимо радара «Крусейдер» также устанавливалось оборудование для постановки помех, что облегчало борьбу с ЗРК. Между пилотами «Крусейдеров» и «Фантомов» существовала негласная конкуренция за звание «защитника флота». На момент своего появления «Фантом» был хайтеком и представлял собой новый взгляд на концепцию воздушного боя: два двигателя, два пилота, 8 ракет двух разных типов (AIM-9 и AIM-7), нет встроенной пушки, не может взлетать с «Эссексов», только с «Форрестолов». «Крусейдер» в этом плане был более консервативным самолётом: один двигатель, один пилот, 4 ракеты одного типа (только AIM-9), 4 встроенных пушки, может взлетать как с «Эссексов» так и с «Форрестолов». По свидетельствам американских лётчиков, на высоте свыше 20 тысяч футов «Крусейдер» обгонял «Фантом», на высотах от 15 тысяч они были равны, а на высотах ниже 15 тысяч преимущество переходило к «Фантому». В горизонтальном манёвре «Крусейдер» был заметно лучше «Фантома», однако последний частично компенсировал это лучшим обзором задней полусферы (что достигалось благодаря наличию второго пилота).

-2

Позиция отмеченная как «Красная корона» являлась пунктом радиолокационного наблюдения кораблей флота за активностью МиГов. Именно с неё «Крусейдеры» и «Фантомы» получали предупреждения о воздушной угрозе.

В плане подготовки пилотов никаких революционных новшеств не было, все те же 2 года подготовки и около 400 общего налёта — золотой стандарт американской палубной авиации со времён ВМВ. Будущим пилотам F-8 требовалось иметь средний балл выше среднего (минимум 3.1 из 4.0), по словам одного из пилотов-ветеранов, «флот был очень придирчив относительно того, кого посадить в кабину Крусейдера». Это соответствующим образом влияло на самооценку пилотов — у обладателей F-8 она была просто непомерно раздутой. Не прошло много времени, как они нарекли «Крусейдер» званием «последнего ганфайтера» и по совместительству лучшего истребителя вообще. Справедливости ради, для такого отношения были свои поводы. В 1968-м году три F-8 отправились в Таиланд для помощи в обучении пилотов армейских «Фантомов» искусству маневрирования в воздушном бою. Там они провели несколько тренировочных сражений, однако их результаты были таковы, что правильней было бы назвать их избиениями — «Фантомы» были наголову разгромлены. Одной из причин поражения армейской авиации была разница в подготовке лётчиков: пилоты «Крусейдеров» целенаправленно тренировались друг с другом в манёвренном бою, в то время пилоты армейских «Фантомов» могли полагаться лишь на полученный ранее опыт (если пилот перешёл на F-4 c F-100 или F-105, к примеру), но к новому пополнению это было уже неприменимо, и в догфайте шансов у них почти что не было. К примеру, Джим Бреди, летавший на F-8 на перехват кубинских МиГ-17 во времена Карибского кризиса, так об этом вспоминает: «… «Крусейдер» был почти что двухмаховым самолётом, и это спустя всего десять лет после того, как мы впервые преодолели скорость звука. На нём не было компьютера или специальной системы, которая показывала бы пилоту его VN диаграмму (соотношение перегрузки к скорости перед началом сваливания). Это было заботой пилота следить за этим, и это касалось не только поддержания оптимальных параметров, но и выхода на самую их границу, если ты хотел заполучить преимущество над соперником. Я провёл несколько замечательных догфайтов с Роном Кнотом, моим дорогим другом. Он и я встречались лицом к лицу, на высоте примерно 35 тысяч футов, и когда приходило время возвращаться на базу их-ха нехватки топлива, мы находили себя уже на уроне море, крутящих виражи и пытающихся сесть на хвост друг-другу. Мы возвращались на аэродром «Сесиль» целиком промокшими от пота из-за перегрузок. Это было чертовски весело!»

Пилоты Крусейдеров также показывали высокий уровень агрессивности, особенно это отмечалось под конец войны. В этом плане их вьетнамские соперники ничем им не уступали, их моральная готовность защищать небо родной страны была очень высока. Само северовьетнамское командование даже вынужденно было отдельно напоминать своим пилотам, что самоуверенность — плохой союзник и недостаток осторожности может привести к трагичному финалу. Для американских пилотов-истребителей такой расклад был определённо хорошей новостью, последний раз они сталкивались с советскими самолётами в ходе Корейской войны, и тогда их оппоненты проявляли многочисленные случаи безынициативности, граничащей трусостью. Это мешало увеличивать счета «Сейбров» и заставляло их пилотов идти на ненужный риск в попытках нарисовать лишнюю «звезду» на фюзеляже. Во Вьетнаме ничего подобно не было, пилоты МиГов были хорошо обучены, у них были вполне подходящие для поставленных задач самолёты и они были решительно настроены бросить вызов американскому господству в воздухе.

«Защитник флота» на тропе войны

Свой счёт во Вьетнаме Крусейдеры открыли 2 августа 1964-го года, во время знаменитого Тонкинского инцидента. Американский эсминец «Мэддокс» был атакован тремя северовьетнамскими торпедными катерами, в результате перестрелки один катер был повреждён, в «Мэддокс» же попала единственная 14,5 мм пуля. На помощь эсминцу с авианосца «Тикондерога» поднялось звено «Крусейдеров» с ракетами «Зуни». Они добили повреждённый катер и нанесли урон двум оставшимся, вынудив их покинуть поле боя.

Для ВВС ДРВ, первый, дебютный бой, произошёл 3 апреля 1966 года. Для отражение удара по мосту в Тханьхоа в воздух поднялось звено МиГ-17. Один из участников боя, Фам Нгок Лан, так описывал произошедшее:

«… Я, командир первого звена, я поднялся в воздух в 09:48 и по пеленгу в 280 градусов направился в сторону провинции Тханьхоа. Наше звено сблизилось с нарушителями на 45 км в 10:00,второе звено всё ещё было над провинцией Нинх Бингх. В 10:09 я доложил на КП, что мы установили визуальный контакт с нарушителями. В ответ пришёл приказ сбросить ПТБ, после чего мы ринулись в атаку. Американские истребители-бомбардировщики в это время парами атаковали мост в Хам Ро и не были осведомлены о нашем присутствии. Я и мой ведомый начали преследование одной из пар американцев. Сблизившись на достаточную дистанцию, я открыл огонь из своих пушек. Идущий впереди F-8 взорвался в огненном шаре и рухнул на землю…в 10:15 мой ведомый Фан Ван Тук доложил что видит F-8 справа от себя. Не теряя не секунды я приказал ему атаковать, взяв себя роль его ведомого. Он смог сблизить с американцем и поразить его из пушек, самолёт разбился». По возвращению на базу на плёнке с фотопулемётов отчетливо были видны оба «Крусейдера», так что обе заявленных победы засчитали. Фам Нгок Лан официально стал считаться первым северовьетнамским пилотом, сбившим самолёт противника, а день 3 апреля с тех пор стал отмечаться как день ВВС Вьетнама.

-3

Суммарно за бой МиГ-17 израсходовали 690 снарядов, 160 из них пришлось на 37 мм пушку. Причиной такой низкой точности была слабая подготовка пилотов: они вели огонь с придельной дистанции.

По американской версии, «Крусейдеры» приняли приближающиеся МиГи за «Скайхоки», чему также поспособствовала плохая видимость в районе цели. Ошибка, однако, обошлась дёшево: один F-8E из авиагруппы «Хенкока» (CVA-19) получил повреждения, пилот не дотянул до авианосца и был вынужден садиться на авиабазе Дананг, Южный Вьетнам. Самолёт позднее был отремонтирован и вернулся с строй.

Первым результативным столкновением для обоих сторон стал боя 21 июня. Самолёт-разведчик RF-8 с эскортом из одного «Крусейдера» делал фотографии для оценки результатов атаки «Скайхоков» на ЖД линию к северу от города Кеп, но был поражён огнём с земли и его пилот, лейтенант Эстерман, принял решение катапультироваться. Три «Крусейдера», которые находились в составе эскорта возвращающихся на базу «Скайхоков», оставили ударную группу и поспешили к месту крушения, пока с авианосца отправляли вертолёт для эвакуации пилота и пару F-8 для прикрытия. Четвёрка F-8, под управлением лейтенантов Блэка (командир звена), Чейнси, Смита, и Вампателлы, кружили над местом падения самолёта-разведчика, когда со «Скайхоков» им передали сообщение о пуске зенитных ракет и группе МиГов, направляющихся к месту крушения. Самолёт Вампателлы, находящийся ниже всех по высоте, получил прямое попадание 37мм снаряда в область хвоста. Несмотря на повреждения и подходящие к концу топливо, Вампателла оставался в зоне действий ещё 10-12 минут, прежде чем Блек приказал ему и Смиту найти ближайший самолёт-заправщик. Два оставшихся «Крусейдера» решили дождаться вертолёта, и снизились до 2000 футов, чтобы лучше разглядеть место падения. В этот момент Блек заметил пару МиГов, пикирующих на них с высоты. Завязался напряжённый бой, во время которого самолёт Блека был сбит — победу официально относят на счёт Фам Танг Чанга. В это же время Чейнси дал несколько залпов по второму МиГу, и наблюдал как у него отвалилось крыло, хотя северовьетнамские данные не подтверждают его заявку. Между тем Вампателла и Смит, услышав по радио сообщение короткое предупреждение Блека о МиГах, развернулись и поспешили на помощь своему командиру — как раз вовремя, чтобы увидеть как его самолёт разваливается в воздухе. На помощь северовьетнамцам пришла вторая пара МиГ-17, и бой разгорелся с новой силой: теперь 3 «Крусейдера» крутились в «собачей свалке» с 4 МиГ-17. По видимому, МиГи также испытывали недостаток топлива, и с земли им вскоре пришёл приказ выходить из боя. Фам Танг Чанг в этот момент преследовал самолёт Вампателлы (из-за полученных повреждений, его F-8 плохо контролировался и когда он разворачивался чтобы лечь на обратный курс, американец заметил это, сам развернулся, и пустил «сайдвиндер» в догонку. В результате попадания МиГ-17 потерял управление и Чанг катапультировался. Самолёт Вампателлы всё же дотянул до самолёта-заправщика, и потому смог вернуться на авианосец.

-4

Лейтенант Вампателла на борту Хэнкока раскрывает подробности боя 21 июня. Из-за полученных повреждений его самолёт был ограничен перегрузкой в 5G, поэтому он не мог сбросить МиГ17 с хвоста и вынужден был полагаться на форсаж.

Подводя итоги боя, американцы потеряли один F-8, сделав заявки на 2 МиГ-17. Вьетнамцы потеряли один МиГ-17, сделав заявки на 2 F-8. Также упоминается заявка на RF-8, но к моменту начала боя он уже был сбит, и приемлемого объяснения, почему вьетнамцы записывают его на счёт МиГ-17, нет до сих пор. Лейтенант Вампателла за бой 21 июня получил Крест ВМС США — вторая такая награда во Вьетнаме, полученная лётчиком. В целом же, усилия «Крусейдеров» в тот день были напрасными — хотя и Эстерман и Блек успешно приземлились с парашютами, эвакуировать их не удалось, и они пробыли в плену до 1973 года.

Следующий бой произошёл 14 июля: во время одного из вылетов над Ханоем МиГ-17 сел на хвост лейтенанта-коммандер Чака Тинкера, и последний всё никак не мог его сбросить. Пролетая над густо заселённым городом на высоте около 50 метров, «Крусейдер» отчаянно лавировал между зданиями, но преследователь не отставал. Внезапно Тинкер увидел как ещё один МиГ садится на хвост командиру эскадрильи, полковнику Дику Беллингеру. Из-за неисправного радио Тинкер не смог предупредить Беллингера о нависшей опасности, а его собственный преследователь не давал ему прийти на помощь. Тинкер мог лишь наблюдать, как МиГ щедро поливает самолёт Беллингера из пушек. В итоге оба «Крусейдера» включили и форсаж и вышли из боя. Испытывая недостаток топлива, они направились к ближайшему самолёту-заправщику, когда внезапно обнаружился неприятный сюрприз — из-за полученных повреждений Беллингера физически не мог выполнить дозаправку. Беллингер попытался дотянуть до аэродрома в Данаге, но топливо закончилось раньше, и он катапультировался. Вьетнамцы официально записывают эту победу на счёт Нго Дук Мая. Беллингер начал службу ещё во время ВМВ, как пилот армейского бомбардировщика, потом перевёлся во флотскую авиацию, участвовал в Корейской войне. В свои 42 года он считался одним из лучших пилотов на F-8 вообще, и, несмотря на сложный характер, личный состав эскадрильи уважал его. Иронично, что его самолёту выпала «честь» быть потерянным таким нелепым образом.

Как бы то ни было, Беллингер получил свой шанс отомстить 9 ноября. Звено F-8E с « Интреприда» (CVS-11) сопровождало группу «Скайхоков», когда с самолёта ДРЛО пришло сообщение о приближающихся самолётах противника, которые на поверку оказались МиГ-21ПФЛ — на тот момент редкость в небе Вьетнама. Беллингер сразу же сел на хвост одному из МиГов и выпустил два «сайдвиндера». Ракеты нашли свою цель, повреждённый МиГ упал на рисовые поля в провинции Хоабинь, пилот Нгуен Ван Мин успешно катапультировался. Это была первый МиГ-21 на счёту американской палубной авиации, сам же Беллингер получил за этот бой Серебряную звезду лично из рук Макнамары.

5 сентября группа F-8 с «Орискани» поднялась в воздух для атаки целей в районе города Ниньбинь. На перехват поднялось звено МиГ-17, в числе которых был будущий ас Нгуен Ван Бай. На расстоянии примерно 30 км Бай заметил два F-8, летящих на высоте 2000 метров. Крусейдеры, по-видимому, тоже заметили угрозу, поэтому они тут же затерялись в ближайшем облаке. В свою очередь, Бай рассчитал траекторию и примерное время, когда они нарушители должны выйти из облака, и вместе со своим ведомым они решили подготовить тёплую встречу. Их расчёт полностью оправдался, Крусейдеры были застигнуты врасплох, и два МиГа расстреливали их как в тире. По итогу вьетнамцы заявили что оба нарушителя сбиты, американскими данными подтверждается один самолёт поврежденным и один потерянным, пилот капитан Вилфорд был ранен и после катапультирования попал в плен. Примечательно, что Вилфорд попал в морскую авиацию по обмену, до этого он летал на F-102 и F-106. В плане полётов на «Крусейдере» он был новичком, что частично объясняет почему его напарник смог сохранить самолёт и дотянуть до базы.

-5

Нгуен Ван Бай (сидящий, слева) в компании товарищей слушает военные песни на фоне МиГ-17. Бай был одним самых опытных пилотов ДРВ, он закончил войну с официальным счётом в 7 побед.

Упомянутый ранее полковник Беллингер получил свой шанс отомстить 9 ноября. Звено F-8E с « Интреприда» (CVS-11) сопровождало группу «Скайхоков», когда с самолёта ДРЛО пришло сообщение о приближающихся самолётах противника, которые на поверку оказались МиГ-21ПФЛ — на тот момент редкость в небе Вьетнама. Беллингер сразу же сел на хвост одному из МиГов и выпустил два «сайдвиндера». Ракеты нашли свою цель, повреждённый МиГ упал на рисовые поля в провинции Хоабинь, пилот Нгуен Ван Мин успешно катапультировался. Это была первый МиГ-21 на счёту американской палубной авиации, сам же Беллингер получил за этот бой Серебряную звезду лично из рук Макнамары.

В новом, 1967-м году, воздушные бои в небе ДРВ стали особенно ожесточёнными. Северовьетнамские ВВС набирались опыта и росли в количестве, американцы отвечали на это ударами по аэродромам, часто безуспешными. Тем не менее, эти удары вынудили вьетнамцев рассредоточивать и маскировать свои МиГи по всей стране, что, в свою очередь, приводило к большому уровню небоевых потерь. Для же «Крусейдеров» положение дел почти не изменилось, разве что была опробована новая тактика— специальный передовой отряд залетал в зону действия радаров, провоцируя МиГи на решительные действия, после чего отступал в направлении Тонкинского залива, где специальная группа «охотников» готовилась встречать любых преследователей, которые позарились бы на лёгкие победы.

1-го мая, в день труда, «Скайхоки» с авианосца «Бонхом Ричард» наносили удар по аэродрому близ города Кеп, в 35 милях от Ханоя, «Крусейдеры» в это время патрулировали неподалёку в поисках возможной угрозы. Пара F-8 лейтенантов Врайта и Лорда неожиданно для себя заметила группу из 3-х МиГ-17, летящих снизу по направлению к китайской границе. Не теряя не секунды, Врайт спикировал на ближайший МиГ и поразил его ракетой — самолёт развалился в воздухе, кабина, крылья и хвост упали на землю по отдельности. Его в это время отгонял МиГ от «Скайхока», из-за близости двух самолётов друг к другу он не мог использовать «сайдвиндер» и ему пришлось полагаться на пушки. После пары залпов МиГ оставил преследование, спикировал к земле, и под защитой зенитной артиллерии улетел на Север. Судьба третьего МиГа особенно примечательна: он смог пробиться через эскорт и атаковать «Скайхоки», в завязавшемся догфайте лейтенант Р.Шварц выпустил три ракеты Зуни, одна из которых фатально повредила МиГ. Шварц до этого сам летал на «Крусейдере», имея на нём в сумме около 2000 часов налёта. В Америке он был одним из инструкторов, которые готовили пилотов для F-8 на Восточном побережье. Когда началась война, он был убеждён, что выиграть её можно только с помощью сильной бомбардировочной авиации, поэтому он добровольно попросил перевода на «Скайхок». Сбитый Шварцем МиГ был единственной победой A-4 во Вьетнаме, и одним из редчайших случаев вообще, когда самолёт был сбит ракетой воздух-земля. Вьетнамские данные подтверждают потерю двух МиГ-17, оба лётчика погибли, предположительно, один из них был северокорейцем из «группы Z».

Сражение 19 мая для северовьетнамских Миг-17 выдалось особенно неудачным. В рамках операции «Железная рука», в районе Ханоя A-4 и А-6 наносили удары по позициям зенитной артиллерии и С-75, 6 «Крусейдеров» обеспечивали прикрытие. Лейтенант Вуд первым заметил как пара МиГ-17 приближается к «Интрудерам», сделал резкий разворот и попытался поразить его ракетой, но из-за больших перегрузок в момент пуска ГСН не захватила цель. МиГ, однако, решил не испытывать судьбу, быстро спикировал к земле и вышел из боя. В этот момент Вуда атаковал второй МиГ, но Вуд сделал резкий разворот и выпустил вторую ракету: в этот раз успешно, МиГу оторвало хвост и он камнем рухнул на землю. Пилот пытался катапультироваться, но парашют не раскрылся. В это же время лейтенант Ли со своим ведомым атаковали позиции C-75 ракетами «Зуни», во время набора высоты после штурмовки они заметили одиночный МиГ по фронту. Ли сразу же выпустил «сайдвиндер», в результате попадания МиГу оторвало хвост и разбился в джунглях. Ещё два МиГа попытались по-отдельности атаковать «Скайхоки», но были перехвачены парой F-8 коммандера Шпеера и лейтенанта Шиа. В непродолжительном догфайте МиГи подставились под удар «сайдвиндерами» и были сбиты. Их обломки упали в черте города, оба F-8 записали по одной победе на свой счёт. Суммарно за бой американцы претендуют на 4 сбитых самолёта без своих потерь, и все 4 заявки подтверждаются северовьетнамскими данными. Из 4-х пилотов МиГ-17 только один смог успешно катапультироваться, остальные погибли. В некоторых американских источниках упоминается, что самолёт Вуда (№ 147029) был так сильно повреждён в воздушном бою, что по возвращению на авианосец его решили не восстанавливать. Если такое решение и было принято, то его, по видимому, впоследствии пересмотрели, поскольку этот F-8 был позднее модернизирован до версии «К» а окончательно списали его только в 1986-м. Кроме того, официальная статистика не упоминает какие-либо потери от МиГов в бою 19 мая.

21 июля A-4 наносили удар по топливохранилищам к северу-востоку от Хайфона, две эскадрильи F-8 осуществляли прикрытие. Примечательно, что в составе ударной группы находился лейтенант Шварц, сделавший себе имя в бою 1 мая. На перехват поднялось около 10 МиГ-17, и они тут же сцепились с «Крусейдерами» в манёвренном бою. Первым счёт открыл коммандер Х. Исаак, с третьей попытки поразив один из МиГов ракетой. Бой проходил на предельно близких дистанция, и один из МиГов случайно задел самолёт Исаака в верхней части фюзеляжа, что чуть было не оказалось фатальным. На хвоcт тяжело повреждённому «Крусейдеру» сел ещё один МиГ, но лейтенант Шварц на своём «Скайхоке» вовремя пришёл на помощь, и несколькими пусками «Зуни» отогнал преследователя. Ещё одну победу записал на свой счёт лейтенант-коммандер Тим Хуббарт: его единственный «сайдвиндер» не прошёл проверку во время пуска и потому был бесполезен, а все снаряды к пушкам быстро закончились, так что он решил испытать удачу с ракетами «Зуни», и это на удивление сработало — МиГ получил прямое попадание и через несколько секунд пилот катапультировался. Также в том бою есть одна «пушечная» заявка от лейтенанта Кирквуда: МиГ-17 каким-то образом смог пережить попадание «сайдвиндера», и Кирквуд расстрелял его из пушек с кинжальной дистанции, хотя его F-8 тоже получил повреждения. С вьетнамской стороны в том бою участвовали северокорейские пилоты, и данные об их потерях разнятся. Достоверные сведения есть только о двух погибших пилотах — Лу Донг Су и Лу До Ин, насчёт точного числа повреждённых и уничтоженных самолётов наверняка сказать ничего нельзя. Как бы то ни было, минимум две победы «Крусейдеров» подтверждаются.

Последнее сражение 1967-го года стоялось 14 декабря. «Скайхоки» с «Орискани» направлялись на бомбёжку целей в устье Красной реки, на их перехват поднялись 3 МиГ-17. На пути к ударной группе МиГи наткнулись на одинокий «Крусейдер» под управлением лейтенанта Шаффета. Мотивы Шаффета не совсем понятны, но он, не дожидаясь подкрепления, решил бросить вызов МиГам в догфайте. В результате продолжительного маневренного боя ни одна сторона не смогла получить преимущество — МиГи, нарезая круги вокруг Шаффета, безуспешно пытались попасть в него из пушек, Шаффет, вертевшийся как уж на сковородке, безуспешно пытался поразить МиГи «сайдвиндерами». Неизвестно, сколько бы ещё эта карусель продлилась, если бы к Шаффету не подоспело подкрепление — ещё три F-8 быстро уравняли шансы. Вьетнамцы первыми не выдержали, и ещё через 7 минут напряжённого маневрирования они начали покидать бой. «Крусейдеры» пытались преследовать, но, как показалась вьетнамцам, вскоре отстали. Ошибка стала очевидной, когда летевший последним МиГ получил попадание ракеты и разбился. Пилот Нгуен Дин Фук погиб. Американцы относят победу на счёт лейтенанта Дика Ваймана.

9 июля 1968-го пара МиГ-17 поднялась в воздух на перехват низколетящих самолётов противника в районе провинции Тханьхоа. Нарушители были идентифицированы как два F-8, оба МиГа, набрав высоту, атаковали их в пикировании, заявив о сбитии одного «Крусейдера» и повреждении другого, который включил форсаж и затерялся в складках местности. Однако тут на горизонте появились ещё F-8, и с земли пришёл приказ выходить из боя. После того как МиГи легли на обратный курс, ведущий заметил как к его самолёту быстро приближаются «сайдвиндеры». От двух из них он уклонился, но третья ракета нашла свою цель, и тяжело повреждённый МиГ разбился недалеко от побережья. Пилот Нгуен Фи Ханг, с официальным счётом в 4 победы, не смог катапультировать и погиб вместе с самолётом. Согласно американской версии, лейтенант Джон Николсон выполнял рутинный полёт по сопровождению RF-8, когда он заметил, что как МиГ-17 сел на хвост самолёту-разведчику. Николсон немедленно предупредил по радио пилота по радио и попытался атаковать преследователя, но в этот момент ему на хвост сел второй МиГ. В завязавшемся догфайте Николсон попытался поразить ведущий МиГ «сайдвиндером» но ракета прошла мимо. Внезапно, без всякой видимой причины, оба МиГа развернулись, включили форсаж, и стали выходить из боя. Николсон выпустил вторую ракету вдогонку по ведущему МиГу, самолёт получил попадание, но каким-то образом продолжил оставаться в воздухе. Сблизившись на кинжальную дистанцию, Николсон добил его из пушек.

Бой 29 июля был один из последних случаев «рыцарских поединков» в небе Вьетнама. Звено МиГ-17 поднялось в небо для перехвата нарушителей в районе провинции Нгеан. По данным вьетнамцев, они столкнулись сразу с 8 «Крусейдерами» и связывали их боем до полного израсходования боезапаса, сбив 2 самолёта при потере 1 своего, пилот Ли Си Дъеп погиб. Один из участников боя, Ли Хай, так описывал произошедшее: «В том бою мы лишились нашего товарища Ли Си Дъепа. Он только что вернулся из госпиталя после ранения, и ещё полностью не восстановился. По этой причине мы старались держать его во второй линии, когда ситуация стала напряжённой. Как только я поймал в прицел одного из F-8 и приготовился стрелять, я услышал как Чао кричит по радио: «Прыгай! Прыгай!». Обернувшись, я увидел что самолёт Дьепа превратился в один большой огненный шар, и я не наблюдал парашюта в воздухе». Американская версия совпадает с вьетнамской во всём, кроме количества участвующих в бою самолётов и понесённых потерь: 4 F-8 столкнулись с 4 МиГ-17, в завязавшемся бою лейтенант Коул занял выгодную позицию и поразил одного из МиГов «сайдвиндером». Собственных потерь «Крусейдеры» не имели.

1 августа «Крусейдеры» столкнулись с МиГ-21 над провинцией Нгхоан. Вьетнамский ас Нгуен Хонг Ни, с официальным счётом в 7 побед, в попытке перехватить «Скайхоки» обнаружил пару F-8, и немедленно атаковал ближайший самолёт ракетой Р-13. Второй F-8 немедленно стал сокращать дистанцию, так что оценивать результаты пуска времени уже не было, и Хонг немедленно попытался оторваться с помощью форсажа. По неизвестной причине, форсаж на его машине не сработал, пилот спикировал вниз и затерялся в облаках, откуда он попытался атаковать второй ракетой, но из-за неполадок с электроникой пуск был безуспешен. В этот момент близкий разрыв «сайдвиндера» фатально повредил его МиГ-21, и Хонгу ничего не оставалось, кроме как катапультироваться. Уже на базе ему официально засчитали сбитый F-8, доведя общий счёт до 8 побед. Американцы относят сбитый МиГ на счёт лейтенанта Маккоя, потерь в том бою они не имели.

19 сентября пара МиГ-21, отправилась на перехват «Скайхоков» над провинцией Нгхоан. Первыми их встретили два «Крусейдера», которые немедленно начали сокращать дистанцию. Пилоты МиГов, по видимому, решили, что по ним произведён ракетный залп, поэтому они стали выполнять манёвры уклонения, в результате чего лишились своего преимущества в скорости и позволили «Крусейдерам» навязать виражный бой. Удачно пущенный «сайдвиндер», попал в самолёт Ву Дин Ранга и оторвал ему хвостовую часть, пилот успешно катапультировался. Второй МиГ смог увернуться от ракет и на форсаже быстро вышел из боя. Американцы относят победу на счёт лейтенанта Нарги. Это последняя официально засчитанная победа «Крусейдеров» в ходе войны.

В 1972-м году F-8 стали постепенно заменяться «Фантомами», и оставшиеся экипажи понимали, что начавшаяся операция «Лайнбекер» может быть их последним шансом одержать победу в воздушном бою. Когда 23 мая с «Красной короны» пришло сообщение об неизвестном МиГе, залетевшим в воды Тонкинского залива, пилоты отдельно попросили командование отвести дежурившие в воздухе «Фантомы», и дать им разобраться с визитёром. Пара лейтенантов Такера и Бахмана обнаружила одинокий МиГ-17, который уже лёг на обратный курс и направлялся на базу. Такер занял позицию для стрельбы, и уже готов был выпустить «cайдвиндер», когда внезапно фонарь МиГа вылетел вверх и пилот катапультировался. Удивлённые американцы несколько раз облетели по кругу спускавшегося на парашюте пилота, прежде чем вернуться на авианосец. Хотя вьетнамские данные и подтверждают потерю, Поскольку ни один из «Крусейдеров» не использовал своё вооружение, никому из пилотов не засчитали победы. Вьетнамцы признают потерю МиГ-17 в боевом вылете, но до их пор нельзя сказать с уверенностью, почему именно пилот решил катапультироваться.

Заключение

«Ирония в истории с F-8 заключается в том, что его называли «последним ганфайтером», хотя он был снабжён ненадёжными, неточными и неэффективными пушками» — Р.Кирквуд, участник боя 1 мая 1967 года

«Крусейдер» встретил конец войны с 18 официально засчитанными победами на счету — 14 МиГ-17 и 4 МиГ-21. Северовьетнамскими данными достоверно подтверждается потеря 15 самолётов, — 12 МиГ-17 и 3 МиГ-21 соответственно, что даёт уровень оверклейма примерно в 80%, рекорд для всех истребителей Вьетнамской войны. Единственный спорный момент присутствует в бою 28 июля 1967, поскольку данные по северокорейской «группе Z» доступны лишь эпизодически. С уверенность можно говорить, что в ходе войны они потеряли 14 пилотов убитыми, и это также можно считать минимально возможной оценкой количества потерянных ими самолётов. Так что итоговый счёт F-8 в теории может быть увеличен на 1 победу, хотя общую картину это уже никак не изменит. ВВС ДРВ, с другой стороны, претендуют на сбитие 11 F-8, из которых американскими данными подтверждается не более 3, что даёт оверклейм более чем в 3 раза. Это довольно хороший результат, особенно на фоне гигантских «дутых» счётов советских и китайских пилотов времён Корейской войны.

Если попытаться дать характеристику боевому пути F-8, то самым лаконичным вариантом будет: «опровергающий ожидания». Буквально каждый аспект воздушного боя, который можно было бы спрогнозировать для противостояния «Крусейдера» с МиГ-17, в реальности сложился совершенно иначе. Беря во внимание заметное превосходство в скорости F-8 на больших высотах, можно было бы ожидать, что пилоты будут стремиться забраться повыше и играть от вертикального манёвра. В реальности F-8 ввязывались в догфайт при первой же возможности, даже не пытаясь получить преимущество по высоте. Учитывая выдающиеся манёвренные характеристики МиГ-17 и отсутствие у него проблем с надёжностью пушек, можно было ожидать, что в догфайте на малых высотах он будет выходить победителем если не подавляющем большинстве случаев, то уж как минимум часто. В реальности F-8 просто разрывали МиГ-17 в догфайте, начиная с 1967-го они вообще не имели потерь, сбив при этом 11 МиГ-17 в ответ. Учитывая что и пушки, и ракеты на «Крусейдере» страдали от проблем с надёжностью, можно было ожидать, что количество поражённых самолётов противника будет распределяться между ними примерно поровну. В реальности у «Крусейдера» было всего 3 заявки на «пушечные» победы, причём в двух из них речь шла о добивании уже повреждённого ракетой самолёта, который вообще не факт что смог бы дотянуть до базы. И так уж сложилось, что единственная «чистая» победа с помощью пушек у F-8 как раз не подтверждается данными вьетнамской стороны.

Сравнивая успехи в воздушных боях F-8 и F-4, можно отметить очень выгодное соотношение побед и потерь у «Кроусейдера»: 1 к 5 в свою пользу, что примерно соответствует уровню F-86 в Корейской войне, и также является самым высоким среди всех американских истребителей во Вьетнаме вообще. Для «Фантома» это соотношение будет примерно 1 к 3, но достаточно просто перевести его в абсолютные цифры, и картина резко изменится: 15 сбитых МиГов у F-8, из которых только 3 были МиГ-21, теряются на фоне более чем сотни побед F-4, из которых около 60 приходятся на МиГ-21.Отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, «Крусейдер» банально провёл слишком мало боёв с МиГ-21, чтобы на их основании можно было делать однозначный вывод насчёт его эффективности в бою против современных истребителей того времени. В этом плане ему не удалось вырвать пальму первенства у «Фантома». Тем не менее, приходится признать, что для северовьетнамских пилотов «Крусейдер» был одним из опасных противников, и победа над ним делала честь даже лётчику-асу.

Автор - Андрей Зайцев

#зайцевкат