1. ПЕРЕСТАНЬТЕ ПЫТАТЬСЯ МОТИВИРОВАТЬ (ТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ)
Ваши попытки мотивировать ребенка, скорее всего, делают прямо противоположное - демотивируют его.
Быть внутренне мотивированным - значит получать удовольствие от какой-либо деятельности.
Если кто-то не получает удовольствия от деятельности, никакое количество подталкиваний, подкупов или угроз не заставит его полюбить ее. Это только создаст борьбу за власть.
Поэтому традиционные способы борьбы с отсутствием мотивации у ребенка - поощрение, похвала, ворчание, ругань и наказание - контрпродуктивны.
Поэтому лучший подход - перестать использовать эти внешние факторы для мотивации.
2. ПОМОГАЙТЕ ИМ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ
Награда, похвала, ворчание, ругань и негативные последствия - это способы контролировать чье-то поведение.
Контролирующий родитель не может мотивировать детей внутренне. Оказывая давление или предлагая стимул, нельзя сделать занятие приятным.
Предоставьте ребенку свободу проявлять инициативу. Наличие самостоятельности является необходимым условием для развития внутренней или интегральной мотивации.
Чтобы помочь немотивированному ребенку развить правильную мотивацию, стремитесь вдохновлять его, а не контролировать.
Примечание: Предоставление детям выбора - это еще один способ контролировать их. Это может сработать с маленькими детьми, но не с детьми постарше.
Лучший подход - показать им, что они могут получать удовольствие разными способами.
Покажите детям, что изучение нового навыка и овладение им - это весело.
Создайте среду обучения, а не ситуацию выполнения работы. Мы учимся для того, чтобы получить новые знания, а не только для того, чтобы выполнить домашнее задание или получить хорошую оценку.
Разжигайте их любопытство к новому предмету, показывая им различные варианты его использования.
Позвольте им выбирать занятия в соответствии с интересами ребенка без давления.
Отмечайте вместе вехи успеха (но не перехваливайте и не хвалите условно).
Поддерживайте детей, предоставляя конструктивную обратную связь, а не критику, которая может усилить чувство компетентности.
Когда дети застревают на какой-то проблеме, помогите им воспринимать ее как "вызов, который они могут преодолеть", а не как "трудность, которую нужно преодолеть".
Не называйте деятельность "работой детей".
Не используйте в качестве поощрения перерыв в деятельности, например, "Никакой работы в школе".
3. ПОМОЧЬ ИМ ОСОЗНАТЬ ВАЖНОСТЬ
Некоторые виды деятельности не очень хорошо поддаются получению удовольствия. В этом случае помогите ребенку развить комплексную мотивацию.
Помогите им определить, почему та или иная деятельность важна, и помогите им осознать ее необходимость.
Дети должны понять смысл и ценность того, что они делают, чтобы полностью усвоить это.
Например, тренировки по футболу иногда бывают тяжелыми. Но тренировки - это важная и необходимая часть того, чтобы стать хорошим игроком. Помогите ребенку понять, что если он хочет добиться лучших результатов в футболе, он должен тренироваться, даже если это не всегда приятно.
4. ПОМОГАЙТЕ ИМ РЕШАТЬ И ПОЗВОЛЯЙТЕ ИМ РЕШАТЬ
Автономия имеет решающее значение для создания внутренней мотивации или интегрированной мотивации. Дети должны принимать собственные решения, чтобы ощущать чувство автономии, которое является жизненно важным внутренним мотиватором4.
Большинство людей боятся, что если они позволят своим детям принимать самостоятельные решения, то дети неизбежно примут неправильные решения и потерпят неудачу.
Падения - это неизбежная часть обучения ходьбе. Принятие неправильных решений - это неизбежная и важная часть обучения принятию правильных решений.
Дайте детям возможность попрактиковаться в принятии решений. Если деятельность не связана со здоровьем или безопасностью, позвольте им принимать решения под вашим руководством. Позвольте им столкнуться с естественными последствиями.
Например, если ребенок отказывается делать домашнее задание, даже после того, как вы объяснили ему важность этого, пусть он столкнется с последствиями в школе.
Если деятельность не связана со здоровьем или безопасностью, но у вас есть сильное желание, чтобы ваш ребенок занимался ею, важно понять, почему.
Есть вещи, которые дети должны делать, например, ходить в школу, и это не подлежит обсуждению. Но есть вещи, которые, как мы считаем, дети должны делать, но на самом деле они не обязаны.
Дети не должны жить нашей жизнью. Если мы жалеем, что в детстве не играли на флейте, это не значит, что наши дети должны исполнять наши мечты. У наших детей своя жизнь и свои мечты.
5. НАЙДИТЕ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ
Один из лучших способов стимулировать внутреннюю мотивацию - помочь детям получить удовольствие от чувства выполненного долга.
Если занятие слишком легкое, ребенок быстро заскучает. Если же занятие слишком трудное, ребенок будет чувствовать себя обескураженным или сомневаться в своих силах.
Оптимальный вызов - это тот, который немного сложнее того, что ребенок уже освоил, но все же достижим с помощью практики и упорного труда.
Также важно помочь детям развить мышление роста.
У детей формируется мышление роста, когда они верят, что талант не фиксирован, а податлив. Навыки и мастерство могут совершенствоваться благодаря практике и упорному труду.
Дайте им понять, что важен сам процесс практики и решения проблем. Помогайте и поощряйте их практиковаться.
Когда они, наконец, овладеют новым навыком, чувство компетентности вызовет положительную энергию и станет важным внутренним мотиватором, определяющим их путь к успеху.
6. РАЗВИТИЕ РОДСТВА ЧЕРЕЗ АВТОРИТЕТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Даже если ребенку не нравится какая-то деятельность, он может ею заниматься, если другие люди, с которыми он чувствует себя связанным, ценят ее.
Наука говорит нам, что чувство принадлежности и родства может способствовать интернализации5. Эмоциональные и личные связи, которые мы формируем с другими людьми, являются отличными мотиваторами.
Если ребенок чувствует себя связанным с кем-то, кто ценит то или иное дело, он с большей вероятностью усвоит эту ценность.
Важность родственных связей широко изучается в образовании, поскольку они влияют на успеваемость учащихся. В классе, когда ученики чувствуют уважение и заботу со стороны учителя, они более мотивированы к учебе.
Родители играют важную роль в мотивации детей. Когда вы сблизитесь со своим ребенком, он с большей вероятностью будет прислушиваться к вам, перенимать ваши ценности и станет мотивированным, если это что-то важное для вас.
Как же эффективно сблизиться со своим ребенком?
Исследования показывают, что родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, больше сближаются со своими детьми. Такие родители тепло и чутко реагируют на потребности своих детей. Они придерживаются высоких стандартов и устанавливают ограничения для своих детей.
Психологи считают, что авторитетные родители создают благоприятную для автономии среду, которая может повысить саморегуляцию и мотивацию детей в классе.
Автономно-поддерживающая среда - это среда, в которой родители ценят самостоятельность своих детей. Они поощряют детей выбирать и участвовать в решении проблем. Домашний климат скорее демократичен, чем автократичен.
7. ВОВЛЕЧЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Еще один способ поощрения родства - вовлечение в деятельность. Участие всей семьи показывает, насколько она ценит это занятие.
Одним из самых надежных предикторов школьной успеваемости детей является уровень вовлеченности родителей в процесс обучения своих детей.8,9
Например, в спорте вы можете быть тренером или наблюдать за их играми. В течение учебного года вы можете быть волонтером в классе. Участвуйте в их учебной деятельности, например, в чтении. Устраивайте каждый вечер время для семейного чтения, и вы сможете общаться в это время.
Положительное подкрепление - это не всегда плохо. Иногда мы просто хотим дать нашим маленьким детям что-то, чтобы отметить их достижения. Главное - не использовать его в качестве условности, т.е. если ты сделаешь это, то получишь вот это. Любые поощрения должны быть неожиданными, предлагаться только после завершения деятельности, а не выдаваться регулярно (потому что тогда ребенок начнет их ожидать). Вы также можете предложить похвалу, положительную обратную связь или предложения по улучшению вместо материального вознаграждения. Все это может мотивировать ребенка на выполнение будущих заданий.
Понравилась статья? Пиши в комментариях.