Найти в Дзене

«Цезарь» и другие интересные самоходные гаубицы на колесах

В последнее время, в связи с усилившимся интересом к вооружениям, многие обратили внимание на такие довольно интересные и своеобразные внешне боевые машины, как самоходные гаубицы, установленные на колёсном шасси.

Техника такая не совсем привычна глазу, ибо все уже привыкли, что данный тип вооружения традиционно располагался на шасси гусеничном. Также характерным атрибутом была массивная башня, которой не располагали лишь артсистемы большой мощности, такие как отечественные «Малка» и «Гиацинт», или американская M110.

Однако, при более глубоком изучении вопроса легко выяснить, что колесных самоходок на самом деле не так мало, и разрабатывались они во многих странах.

Собственно, в нашей армии они знакомы, так как одним из немногих экспортных образцов вооружения у нас были чехословацкие самоходные гаубицы «Дана» на колесном шасси.

Чехословацкая 152-мм Samohybná kanónová houfnice vz. 77 Dana. Создана в 1976 году. Выпущено 450 штук, состояли и состоят на вооружении армий Чехословакии, Чехии, Словакии, Польши, Азербайджана, Грузии, Ливии и Украины.
Чехословацкая 152-мм Samohybná kanónová houfnice vz. 77 Dana. Создана в 1976 году. Выпущено 450 штук, состояли и состоят на вооружении армий Чехословакии, Чехии, Словакии, Польши, Азербайджана, Грузии, Ливии и Украины.

Конструктивно установка очень близка к своим гусеничным собратьям. Даже внешне не сразу бросается в глаза. Также использована бронированная рубка, только шасси колёсное.

Сильно модернизированная версия «Даны» создана в Словакии и носит имя «Сузана». Разумеется, эта установка уже под калибр НАТО создана.

Словацкая 155mm Samohybná kanonová houfnice vz. 2000 Zuzana. Создана в 1998 году. Выпущено 28 установок. Состоит на вооружении армий Словакии и Кипра, 8 установок проданы Украине.
Словацкая 155mm Samohybná kanonová houfnice vz. 2000 Zuzana. Создана в 1998 году. Выпущено 28 установок. Состоит на вооружении армий Словакии и Кипра, 8 установок проданы Украине.

Ещё одна, сегодня широко популярная установка создана во Франции и именуется ЦЕЗАРЬ. Хотя часть пишут «Цезарь», но это не совсем верно. Ибо это не имя собственное в честь древнеримских императоров, как думают многие даже во Франции, а аббревиатура от официального названия. По-французски установка называется CAESAr Camion équipé d’un système d’artillerie. Что в вольном переводе означает «автомобиль с установленной на нём артиллерийской системой».

Французская 155-мм Camion équipé d’un système d’artillerie. Создана в 2000 году, произведено 350 штук. Состоит на вооружении армий Франции, Дании, Индонезии, Саудовской Аравии, Таиланда, Чехии и 24 штуки продано на Украину.
Французская 155-мм Camion équipé d’un système d’artillerie. Создана в 2000 году, произведено 350 штук. Состоит на вооружении армий Франции, Дании, Индонезии, Саудовской Аравии, Таиланда, Чехии и 24 штуки продано на Украину.

Надо сказать, что ЦЕЗАРЬ представляет собой явно «бюджетный вариант» или «эконом-класс», поскольку главным его преимуществом является цена. Оно и понятно, французы, не мудрствуя лукаво просто взгромоздили пушку на автомобиль. Не то чтобы уж совсем просто, но переделки минимальны. В результате орудие и расчёт ничем не защищены, проходимость слабая. Конечно, пушка умеет быстро занимать позицию и, что важно в современной войне, быстро её покидать. У опытного экипажа время развертывания 60 секунд, свёртывания 40 секунд. Зато проходимость у установки весьма посредственная, по сути, двигается нормально только по хорошей дороге. А как опять же показывает опыт современной войны, самоходкам надо не просто уметь быстро убегать с позиции, но и желательно уходить с дороги подальше в чащу. А, как видно из описаний, из чащи ведь ЦЕЗАРЬ может и не выбраться.

В целом же это явно напоминает колониальное оружие для борьбы с несильным противником, вроде ИГИЛ и туарегов, где оно собственно и использовалось.

Весьма неплохую гаубицу создали в Израиле — ATMOS 2000. Это опять же аббревиатура от английского Autonomous Truck MOunted howitzer System. Как видно уже по внешнему виду, установка тоже подобна французской — качающуюся часть гаубицы поставили на автомобиль.

Израильская 155-мм гаубица ATMOS 2000. Создана в 2006 году, но в израильской армии только с 2016 года. Изначально же производилась на экспорт и поставлялась в Азербайджан, Камерун, Румынию, Руанду, Таиланд и Уганду.
Израильская 155-мм гаубица ATMOS 2000. Создана в 2006 году, но в израильской армии только с 2016 года. Изначально же производилась на экспорт и поставлялась в Азербайджан, Камерун, Румынию, Руанду, Таиланд и Уганду.

Самоходные гаубицы на колесном шасси создали также в Швеции, Южной Африке и Сербии.

Шведская 155-мм самоходная гаубица Artillerisystem 08 Archer. Создана в 2014 году, произведено 48 штук, состоит на вооружении только шведской армии.
Шведская 155-мм самоходная гаубица Artillerisystem 08 Archer. Создана в 2014 году, произведено 48 штук, состоит на вооружении только шведской армии.
Южноафриканская 155-мм самоходная установка G6 «Rhino». В производстве с 1998 года, кроме самой Южной Африки состоит на вооружении армий Объединённых Арабских Эмиратов и Омана.
Южноафриканская 155-мм самоходная установка G6 «Rhino». В производстве с 1998 года, кроме самой Южной Африки состоит на вооружении армий Объединённых Арабских Эмиратов и Омана.
Сербская 155-мм самоходная гаубица Нора Б-52 (опять же аббревиатура от Ново OРуђе Aртиљеријe), создана в 2006 году. Выпущено 106 штук, состоит на вооружении армий Сербии, Мьянмы, Кении, Бангладеш и Кипра.
Сербская 155-мм самоходная гаубица Нора Б-52 (опять же аббревиатура от Ново OРуђе Aртиљеријe), создана в 2006 году. Выпущено 106 штук, состоит на вооружении армий Сербии, Мьянмы, Кении, Бангладеш и Кипра.

Китай не остался в стороне и создал свою самоходку PCL-09, которых выпустили около трёх сотен, как для своей армии, так и на экспорт (экспортное название SH1) в Мьянму, Руанду, Таиланд и Пакистан. На экспорт также предназначена и 122-мм самоходная установка SH2.

Китайская 155-мм самоходная установка SH1. В разработке с 2002 года, в первые показана в 2007 году.
Китайская 155-мм самоходная установка SH1. В разработке с 2002 года, в первые показана в 2007 году.
Китайская 122-мм самоходная установка SH2. Впервые показана в 2007 году.
Китайская 122-мм самоходная установка SH2. Впервые показана в 2007 году.

Кстати, не следует думать, что наша страна отстала от моды. В частности, была разработана в 1987 году самоходная установка 2С21 «Мста-К». В целом это тот же «бюджетный вариант» с установкой гаубицы на автомобиль КрАЗ-ЧР-3130.

Опытная 152-мм самоходная гаубица 2С21 «Мста-К».
Опытная 152-мм самоходная гаубица 2С21 «Мста-К».

«Мста-К» на вооружение не приняли, так же, как и ещё несколько аналогичных разработок, включая 2С26 «Пат-К» и 2С22 «Колба-3».

Правда, совсем от идеи колесного шасси для самоходных установок этого класса не отказались совсем и при разработке гаубицы «Коалиция», колесное шасси также фигурировало.

Опытная 152-мм самоходная гаубица 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ».
Опытная 152-мм самоходная гаубица 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ».

Несомненно, колесное шасси существенно увеличивает мобильность системы, что важно в современной войне, но, от традиционной гусеничной схемы, с сильной бронезащитой расчёта, орудия и боекомплекта, явно никто не собирается отказываться. Похоже, что колесные самоходные гаубицы будут продолжать оставаться некоторой экзотикой и использоваться лишь для решения узких задач.

-13

Все материалы по армиям и вооружениям после Второй Мировой будут можно найти по тегу #холоднаявойна

Рекомендую также мою статью для любителей более ранней артиллерии:

Шаблон Грабина

Уважаемые друзья!

Я ищу себе партнёра-помощника для того, чтобы вместе развивать группы в соц. сетях и свой сайт. Желательно, чтобы был опыт какой-то в плане работы в соц. сетях, создания и ведения групп. Обязательно наличие желания и возможностей — как технических, так и свободного времени. Ну и, интерес к военному делу и истории, без этого никак.

В задачи партнёра будет входить орг. работа: размещение материалов, модерирование групп, продвижение, реклама, при желании, конечно, и работа над созданием контента.

И, конечно же, будем делить доход от этой деятельности.

Обращаться на почту nwt@nweb.su

Для тех, кто не читал ещё мою новую книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой», очень рекомендую.

Также стоит не забыть про предыдущие книги: «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»