Вчера разбирал Виталия Анатольевича Ванцева, который сетовал на снижение роли Москвы, как хаба. То, что международка померла – почти верно. Ещё остался Китай, который летает только из Москвы. Многие летят в Турцию с северов и не только, туда же Эмираты. Ну это, конечно, слёзы по сравнению с тем, что было. Плюс юг совершенно помер, а два-три оставшихся направления летают в своём большинстве прямыми рейсами.
Однако Москва сама по себе является хабом, при этом весьма интересным. Четыре аэропорта, восемь вокзалов, куча автостанций. Много пассажиров, особенно с Дальнего Востока пользовались Москвой, как трансферным узлом между поездами и самолётами. Сейчас ввиду закрытия авиасообщения с южными аэропортами многие покупают отдельные билеты до Москвы на самолёт, а оттуда едут на поезде в ту же Анапу. Не стоит забывать, что Московскими аэропортами кроме жителей Москвы и Московской области пользуется огромное количество пассажиров, проживающих в радиусе 500-700 километров, где отсутствует нормальное авиасообщение.
Кроме Москвы многие другие города являются региональными хабами. Например, аэропортом Екатеринбурга пользуются жители Кургана и Челябинска, где скромнее маршрутная сеть, а цены выше. На Юге много вынужденных хабов сейчас, когда авиасообщение закрылось. Конкретно сейчас я говорю не про хаб, как про трансферный пункт в аэропорту, а непосредственно про транспортную функцию города.
Для самих пассажиров это означает достаточно много неудобств. Необходимость получения чемоданов, смену нескольких видов транспорта, в случае с такси постоять в пробках, а также Москва достаточно сложный и запутанный город. Это стресс для тех, кто уже провел 5-10 часов в пути.
Поэтому предлагаю рассмотреть несколько интересных инфраструктурных решений, которые могут повысить привлекательность как авиации, так и упростить потоки пассажиров.
Многофункциональный хаб. Это уже давно практикуется в Китае, сам я с этим ещё столкнулся в Лионе и в Вене. Кроме аэропорта в хаб должен входить пункт железнодорожного и автотранспорта.
На заглавное изображение я привёл пример из Китая. Это аэропорт Хунчао, Шанхай. Аэропорт практически чисто внутренний (до пандемии было два международных рейса в Гимпо и Ханеду). При этом не переживает из-за отсутствия пассажиропотока, который там стабильно высок. Суть в том, что аэропорт является отличным внутренним хабом, объединяя несколько видов транспорта, совершенно не вынуждая пассажиров посещать Шанхай, позволяя перейти из самолёта в другой вид транспорта с сухими ногами.
В Москве недавно открыли Восточный вокзал. Но потенциал есть и у аэропортов, позволяющий частично вынести вокзалы в них, а частично пустить через них поезда. Не стоит думать, что это нереально. В Вене станцию построили под вокзалом.
Более дешевый вариант. Возможно, стоило бы смахнуть пыль с старого проекта с объединением всех аэроэкспрессов на Каланчевской. Только пространство необходимо объединить, а также обеспечить возможность реализации железнодорожной перевозки на купоне воздушного билета. Это более чем реально. ЖД-перевозки уже реализуются через Сирену, они тоже перешли на электронные билеты. Продать перевозку Владивосток-Москва-Рязань вполне реально. Только на экспресс, подвозящий из аэропорта, не следует требовать отдельного билета. Так же продажи можно вести и на автобусы. В идеале довести до возможности выбора пункта отправления и пункта назначения, а система предложит выбор и продаст единый билет на весь спектр перевозок.
Ещё момент – обособленный многофункциональный хаб должен быть связан с городом веткой обычного метро либо скоростного легкорельсового транспорта, но по тарифу городской перевозки, а не Аэроэкспресса.
Смешанные перевозки (авто+авиа). Сейчас смотрел билеты до Ростова из Ульяновска. Яндекс.Расписания предлагают мне воспользоваться поездом, который ходит не каждый день и находится в пути около суток. Аэропорт Волгограда мог бы реализовать простую смешанную перевозку с двумя сегментами: воздушным до Волгограда и автобусным из Волгограда до Ростова. Автобус, естественно, должен забирать пассажиров согласно времени в билете. Таким образом общая продолжительность в пути составит 6 часов, что в четыре раза быстрее. Ранее подобные решения практиковала Победа в Братиславе.
Данная мера могла бы повысить пассажиропоток, забрав часть у РЖД, а также обеспечить аэропорт большим количеством рейсов. После открытия юга возможно рассмотреть иные города поблизости, потенциал у автобусов большой, а особой инфраструктуры не нужно.
Единое билетооформление. Кто помнит, было такое соглашение М2, разработанное ТКП. Отлично работало в Домодедово. От него отказались зря на самом деле. Тарифы можно было сделать динамическими в зависимости от наполнения транспорта. Экспресс частично объединить с Леонардо, автобусники заслуживают своих нормальных систем бронирования. Метапоисковые сервисы стоит переформатировать под фиксированную работу агента единой системы продаж с включением в сбор за оформление, который тоже должен быть единым. Как и условия применения тарифов и услуги. Чтобы было достаточно ввести пункты отправления и назначения.
Рынок для авиакомпаний не исчезнет, так как сохранится и динамическое ценообразование (в отличие от М2) и свобода выбора маршрутной ети. Однако всё станет более прозрачный и действительно экономически обоснованным. Региональные авиаперевозки это не убило, как и дальневосточные перевозки, где даже нет динамики цен, а есть плоский тариф и экономически обоснованная его величина. Не вижу смысла обосновывать огромные тарифы овербукингом. Последнее вообще показывает себя крайне негативно, так как некоторые авиакомпании злоупотребляли им. Возможно, стоит разрешить в размере 1-2% вместимости самолёта, но не так, что перепродажа составляет больше десяти мест для Боинга-737, привет Победе, которая даже в правилах перевозок прописала правила компенсации.
Не стоит относиться к моим записям, как к обоснованному проекту. Моё дело – накидать мыслей, возможно, кому-то придётся по душе. Но душа болит за авиацию, хочется идей. За пассажиров тоже – поэтому хочется большей прозрачности.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.