Найти в Дзене
Дороги Московии

Осташковская улица

Оглавление
  • до 1964 г. -- Осташковское шоссе (частично)

  • город Москва
  • Северо-Восточный административный округ
  • район Северное Медведково, район Лосиноостровский, район Бабушкинский

Пост опубликован в Instagram* 29 мая 2022 года

***

Вот уже месяц на нашем канале на Яндекс.Дзене ничего не выходило, да и регулярность публикаций в Instagram*-аккаунте стала, увы, очень сильно хромать: то времени не хватает, чтобы фотографии обработать, то лень-матушка не позволяет составить более-менее связный текст. Но то, что вы это предисловие всё-таки видите и читаете, говорит об одном -- автор канала наконец-то сумел взять волю в кулак и, что называется, с горем пополам доделать статью. В этот раз отправимся в Северо-Восточный округ. Лет'с гоу!

***

Общий вид на север. Позади -- круговая развязка Осташковской, Широкой и Енисейской улиц. 14.04.2022
Общий вид на север. Позади -- круговая развязка Осташковской, Широкой и Енисейской улиц. 14.04.2022

Осташковская улица была выделена в 1964 году из расположенного внутри свежезапущенной Московской кольцевой автодороги отрезка Осташковского шоссе. А между тем само Осташковское шоссе имеет давнюю историю.

Когда-то эта дорога вела в старинное село Осташково (на территории современного городского округа Мытищи в Московской области), основанное ещё в 1623 году и изначально принадлежавшее княжескому роду Черкасских. С XVIII века Осташковым владел знаменитый графский род Шереметевых. Примерно на рубеже XIX-XX вв. в селе запустили шерстепрядильную фабрику, какое-то время успешно работавшую и в первые десятилетия советской власти.

"Переломным" для тамошних мест стал 1935 год. Причиной тому стало строительство канала Москва -- Волга (нынешний канал им. Москвы) и сопряжённых с ним водоёмов, среди которых -- Пироговское водохранилище. Данный рукотворный водоём был заполнен до проектного уровня в 1935 году, в результате чего под воду полностью или частично ушёл ряд населённых пунктов, а село Осташково стало "прибрежным" и утеряло прежнюю связь с Москвой -- заключительный почти двухкилометровый участок Осташковского шоссе также "погрузился на дно". Так что для того, чтобы доехать по Осташковскому шоссе в Осташково, нужно теперь делать приличный крюк через деревню Пирогово.

***

Так, ладно, с этим "лирическим отступлением" мы чё-то забрели в Подмосковье, поэтому давайте вернёмся обратно.

До расширения границ Москвы до МКАДа (а произошло это 17 августа 1960 года) та часть Осташковского шоссе, что в 1964 году будет переформатирована в улицу, проходила через два пока ещё подмосковных населённых пункта -- это город Бабушкин (до 1939 г. Лосиноостровск) и посёлок (ранее деревня) Ватутино. И тут мы вспомним про ещё одну границу, только на это раз не административную, а водную. Речь о реке Яузе. Бабушкин располагался к югу от реки, а Ватутино, соответственно, находилось к северу от неё. За несколько лет до расширения столичных границ Ватутино фактически слилось с Бабушкиным.

***

Изначальная трасса Осташковской улицы несколько отличается от современной. Объясняем:

  • Южный конец Осташковской улицы, примыкающий к Изумрудной улице, первоначально сливался с последней ближе к современной Шушенской улице. В начале 1980-х гг. в связи со строительством домов № 11 и № 13 к 1 по Изумрудной улице примыкание сместили где-то на 150 метров севернее.
Картографическая основа: Wikimapia
Картографическая основа: Wikimapia
  • Северный конец Осташковской улицы (отрезок между нынешней Широкой улицей и МКАДом) изначально был более извилистым. Спрямили его предположительно в начале 1980-х гг., а на месте старого извилистого участка трассы впоследствии был разбит Осташковский парк.
Картографическая основа: Wikimapia
Картографическая основа: Wikimapia
  • Также теперь проехать насквозь всю Осташковскую улицу без выезда на другие трассы невозможно, так как в 1987 году прямо на старой трассе была запущена автобусно-троллейбусная конечная станция "Осташковская улица", и теперь автомобилистам приходится, объезжая её, ненадолго выруливать на Енисейскую улицу.

Кстати, раз уж мы заговорили об этой конечной, то скажем, что в пору существования столичной троллейбусной системы здесь обслуживался только один маршрут "рогатого":

  • 80 / 6-й микрорайон Бибирева -- Осташковская улица
Троллейбус ЗиУ-682ГМ1 (с широкой передней дверью) № 6014 (6-й троллейбусный парк) / маршрут № 80 «6-й микрорайон Бибирева -- Осташковская улица» / Осташковская улица. 20.10.2011 / Источник: СТТС, пользователь VLM124
Троллейбус ЗиУ-682ГМ1 (с широкой передней дверью) № 6014 (6-й троллейбусный парк) / маршрут № 80 «6-й микрорайон Бибирева -- Осташковская улица» / Осташковская улица. 20.10.2011 / Источник: СТТС, пользователь VLM124

Создан этот маршрут был в 1980 году и изначально оборачивался у станции метро "Медведково". К Осташковской улице маршрут был продлён как раз в 1987 году. Троллейбусы по данному маршруту курсировали до 7 мая 2019 года, затем их сменили электробусы. Маршрут был перенумерован в т80.

***

Теперь -- о застройке. Ещё раз вспомним "яузскую" границу и проиллюстрируем её фотографиями перекинутого через реку Осташковского моста, возведённого ещё в 1958 году, и собственно Яузы.

Начнём с чего попроще -- с застройки к северу от Яузы, т. е. в районе бывшего посёлка Ватутино. Деревенские строения там существовали, что называется, "до последнего" (в данном случае до рубежа 1970-х - 1980-х гг.), даже свинарник в этих местах имелся -- жителям уже построенных к тому моменту панельных девятиэтажек Широкой улицы, конечно, приходилось с завидной регулярностью ощущать неповторимое амбре с таких вот "хозяйств". Урбанизация наступила резко -- в 1983 году разом выросли три 12-этажных панельных жилых дома серии П-55 (дд. 26, 28, 30).

За этими тремя домами располагаются здания дошкольных и школьных учебных заведений, среди которых отметим одно. Это дошкольное отделение № 12 школы №283, а ранее -- самостоятельный детский сад № 1541 (д. 28 к 1). Размещаются дошколята в последнем построенном типовом детсадовском строении серии VI-52 (вариант 1) -- 1985 г. п.

Осташковская ул., 28 к 1 -- последний построенный типовой детский сад серии VI-52 (вариант 1) (1985 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 28 к 1 -- последний построенный типовой детский сад серии VI-52 (вариант 1) (1985 г. п.). 14.04.2022

Теперь отправимся на юг и снова перейдём по Осташковскому мосту через Яузу, чтобы оказаться в тех местах, где до Москвы располагался подмосковный город Бабушкин.

Общий вид на юг. Слева виден забор, ограждающий территорию опытно-экспериментального завода "ИРЕА" (д. 14). 14.04.2022
Общий вид на юг. Слева виден забор, ограждающий территорию опытно-экспериментального завода "ИРЕА" (д. 14). 14.04.2022

В "бабушкинской" части Осташковской улицы преобладают оставшиеся от того самого подмосковного Бабушкина малоэтажные кирпичные жилые дома, причём это не только представители послевоенного "сталинского ампира", но и дома ещё конца 1930-х годов постройки. Ниже мы прикрепим фотографии некоторых домов той эпохи.

Осташковская ул., 17 -- 4-х-этажный 4-х-подъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта (1937 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 17 -- 4-х-этажный 4-х-подъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта (1937 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 5 -- 4-х-этажный 2-х-подъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта (1953 г. п.) 14.04.2022
Осташковская ул., 5 -- 4-х-этажный 2-х-подъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта (1953 г. п.) 14.04.2022

Кстати говоря, почти все эти дома попали под собянинскую программу реновации, однако благодаря тому, что за ними была официально признана "историческая и архитектурная ценность", "знакомство" со всесокрушающими экскаваторными ковшами данным домам не грозит. Жильцы будут переселены в новые дома, а "сталинки" будут переведены в нежилой фонд.

Строительство жилых домов велось и далее. Теперь, понятно дело, в большинстве своём стали возводить дома типовых проектов:

  • "хрущобы" -- кирпичные и блочные пятиэтажки. Первых почти не осталось -- сейчас имеется только один такой дом индивидуального проекта, но на базе серии I-447 (д. 12, 1962 г. п.). Было ещё три -- два дома серии I-447С-5 (дд. 9 к 3, 9 к 4, 1960-1961 гг. п.) и один серии I-511/37 (д. 9 к 2, 1973 г. п.); эти дома были снесены осенью 2019 года, на их месте по состоянию на апрель 2022 года велось строительство двух монолитных многоэтажных жилых "реновационных" домов. Крупноблочное же индустриальное домостроение здесь представлено двумя домами серии I-510/23БИ (дд. 7 к 2, 7 к 3, 1964 г. п.).
Осташковская ул., вл. 9/2 -- жилые дома, строящиеся по программе реновации на месте вышеупомянутых кирпичных пятиэтажек серий I-447С-5 и I-511/37. Строительство стартовало в октябре 2020 года. 14.04.2022
Осташковская ул., вл. 9/2 -- жилые дома, строящиеся по программе реновации на месте вышеупомянутых кирпичных пятиэтажек серий I-447С-5 и I-511/37. Строительство стартовало в октябре 2020 года. 14.04.2022
Осташковская ул., 7 к 2 -- 5-этажный 4-х-подъездный блочный жилой дом серии I-510/23БИ (1964 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 7 к 2 -- 5-этажный 4-х-подъездный блочный жилой дом серии I-510/23БИ (1964 г. п.). 14.04.2022
  • "брежневки" -- в данном случае это располагающаяся близко к яузским берегам панельная девятиэтажка серии II-49П (д. 23, 1975 г. п.), блочный дом серии II-18-02/12 (д. 7 к 4, 1969 г. п.) и панельно-блочная башня серии II-68-01/16 (д. 7 к 1, 1981 г. п.)
Осташковская ул., 7 к 4 -- 12-этажный 2-х-подъездный блочный жилой дом серии II-18-02/12 (1969 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 7 к 4 -- 12-этажный 2-х-подъездный блочный жилой дом серии II-18-02/12 (1969 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 7 к 1 -- 16-этажный одноподъездный панельно-блочный жилой дом серии II-68-01/16 (1981 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 7 к 1 -- 16-этажный одноподъездный панельно-блочный жилой дом серии II-68-01/16 (1981 г. п.). 14.04.2022
  • дома постсоветской постройки, среди которых -- панельный дом серии ГМС-2001 (д. 21, 2004 г. п.)
Осташковская ул., 21 -- 18-этажный 3-х-подъездный панельный жилой дом серии ГМС-2001 (2004 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 21 -- 18-этажный 3-х-подъездный панельный жилой дом серии ГМС-2001 (2004 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 7 к 5 -- 16-этажный одноподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта (1995 г. п.). 14.04.2022
Осташковская ул., 7 к 5 -- 16-этажный одноподъездный кирпичный жилой дом индивидуального проекта (1995 г. п.). 14.04.2022

Считаем нужным особо выделить одно очень симпатичное 3-х-этажное кирпичное нежилое здание -- это дом № 7 к 6, построенный в 1961 году. Изначально там базировалась школа № 768, которую многие местные старожилы называли "гороховской" -- по фамилии Александра Ильича Горохова, руководившего этой школой до 1966 года, а ранее ещё и возглавлявшего местный районный отдел народного образования (РОНО). В 1975 году школу в этом здании сменил дом пионеров, в наше время трансформировавшийся в Центр детского творчества "Бабушкинский" (формально это отделение дополнительного образования школы № 1095).

Отделение дополнительного образования школы № 1095, бывшая школа № 768 (она же "гороховская" школа) (Осташковская ул., 7 к 6). 14.04.2022
Отделение дополнительного образования школы № 1095, бывшая школа № 768 (она же "гороховская" школа) (Осташковская ул., 7 к 6). 14.04.2022

***

Теперь перейдём к очень важной организации, занимающей довольно большую площадь к западу от Осташковской улицы -- речь пойдёт про Московский пограничный институт ФСБ России (д. 15). Этот вуз был основан в 1932 году и за всё это время успел сменить множество наименований, вместе с погранвойсками ещё и меняя свою подотчётность тем или иным силовым структурам:

  • 3-я школа пограничной охраны и войск ОГПУ (1932-1935, с 1934 г. -- им. В. Р. Менжинского)
  • 3-я пограничная школа связи НКВД им. В. Р. Менжинского (1935-1937)
  • Московское военное училище связи пограничной и внутренней охраны НКВД им. В. Р. Менжинского (1937-1939)
  • Московское военно-техническое училище НКВД им. В. Р. Менжинского (1939-1945)
  • Московское военное училище войск НКВД (1945-1950)
  • Московское пограничное военное училище МГБ СССР (1950-1953)
  • Московское пограничное военное училище МВД СССР (1953-1957)
  • Московское пограничное военное училище КГБ при Совете Министров СССР (1957-1966)
  • Московское высшее пограничное командное училище КГБ при Совете Министров СССР (1966-1977)
  • Московское высшее пограничное командное Краснознамённое училище КГБ СССР им. Моссовета (1977-1992, с 1982 г. в полном наименовании вуза упоминалось награждение орденом Октябрьской Революции)
  • Высшее пограничное училище (г. Москва) (май 1992)
  • Высшее пограничное ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище (г. Москва) (1992-1993)
  • Московский военный институт пограничных войск Российской Федерации (1993-1996)
  • Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации (1996-2003)
  • Московский пограничный институт ФСБ России (2003-н.вр.)

Первые годы данное учебное заведение базировалось в самом начале Ленинградского шоссе, а на своё нынешнее место, то есть в тогдашний подмосковный город Лосиноостровск, пограншкола переедет уже в 1935 году, заняв место бывшей Московской железнодорожной школы РККА. В течение последующих десятилетий возводились корпуса пограничного теперь уже училища -- и учебные, и хозяйственные, и прочие-прочие-прочие... Среди ещё довоенных построек, расположенных на территории училища, невооружённым взглядом можно увидеть здание бывшего клуба (д. 15 с 1), построенное в 1938 году в конструктивистском стиле.

Здание бывшего клуба Московского пограничного военного училища (Осташковская ул., 15 с 1). 14.04.2022
Здание бывшего клуба Московского пограничного военного училища (Осташковская ул., 15 с 1). 14.04.2022

О необходимости расселить иногородних курсантов и офицеров, задействованных в учебном процессе, также не забыли -- для последних, в частности было построено два жилых дома:

  • д. 9 к 5 -- серия П-3М/23 (2014 г. п.)
  • д. 15 к 1 -- серия П-3М (2012 г. п.)

***

Теперь перейдём на другую сторону Осташковской улицы -- там располагается довольно значимое промышленное предприятие. Это опытно-экспериментальный завод "ИРЕА" (д. 14), основанный в 1961 году и ставший опытной базой научно-исследовательского института химических реактивов и особо чистых химических веществ (НИИРЕА). Продукция этого завода предназначена для использования в самой разной электро- и радиотехнике, медицине, космонавтике и т. д.

Один из корпусов опытно-экспериментального завода "ИРЕА" (Осташковская ул, 14 с 1). 14.04.2022
Один из корпусов опытно-экспериментального завода "ИРЕА" (Осташковская ул, 14 с 1). 14.04.2022

***

По Осташковской улице проходит огромное количество автобусных и электробусных маршрутов, поэтому мы их перечислением заниматься не будем, а просто разместим пару-тройку фотографий общественного транспорта с этих мест.

Автобус ЛиАЗ-5292.65 № 1322021 (ООО "Таксомоторный парк № 20") / маршрут № 601 «Абрамцевская улица -- Станция Лосиноостровская» / Осташковская улица. 14.04.2022
Автобус ЛиАЗ-5292.65 № 1322021 (ООО "Таксомоторный парк № 20") / маршрут № 601 «Абрамцевская улица -- Станция Лосиноостровская» / Осташковская улица. 14.04.2022

***

Ну а завершим мы нашу с вами прогулку по Осташковской улице, снова ринувшись к южному её концу и оказавшись в парке "Торфянка", разбитом в "треугольнике", окружённом Осташковской и Изумрудной улицами и Осташковским проездом. Такое название парку было дано по факту его расположения на торфяных почвах. Центральный элемент -- пруд Торфянка (также называемый Гагаринским прудом), находящийся в бассейне реки Ички.

Увы, так исторически сложилось, что словосочетание «парк "Торфянка"» для многих стало синонимом определению «громкий скандал». Дело в том, что в 2010-е гг. именно на территории парка планировалось построить храм, входивший в Программу строительства православных храмов в г. Москве, в народе более известный под названием «Программа "200 храмов"».

Под строительство был "оттяпан" земельный участок к востоку от пруда Торфянка. Это вызвало небывалую бурю негодования у местных жителей, утверждавших о фальсфикации публичных слушаний по вопросу данного строительства и о незаконности проведения данных строительных работ вообще. Так начался многолетний конфликт между местными жителями, старавшимися любой ценой не допустить строительных работ в парке "Торфянка", и их оппонентами в лице агрессивно настроенных православных активистов и представителей правоохранительных органов. Противостояние все эти годы шло аки по синусоиде, то доходя до митингов и "народных сходов", часто завершавшихся потасовками и массовыми задержаниями, то затихая на какое-то время.

Всё в конечном итоге закончилось тем, чего и добивались местные жители -- строительство храма в парке "Торфянка" было отменено. Возводить храмовый комплекс было решено в другом месте -- у пассажирских платформ железнодорожной станции Лосиноостровская (храм Казанской иконы Божией Матери; Анадырский проезд, 8).

***

Общий вид на север. Позади -- парк "Торфянка". 14.04.2022
Общий вид на север. Позади -- парк "Торфянка". 14.04.2022
Участок Осташковской улицы вдоль парка "Торфянка". Вид на юг. 14.04.2022
Участок Осташковской улицы вдоль парка "Торфянка". Вид на юг. 14.04.2022

Ну, собственно, всё! (хотя всё равно остаётся ощущение, что из-за усталости мы что-то важное упускаем...)

Как обычно -- ждём ваших лайков/дизлайков и комментариев, особенно если мы где-то ошиблись. Будем благодарны, если вы порекомендуете наш канал другим и также призовёте на нас подписаться.

До новых встреч на "Дорогах Московии"!

Парк "Торфянка". 14.04.2022
Парк "Торфянка". 14.04.2022

#roads of moscovia #дороги московии #северо-восточный административный округ #свао #медведково #лосиноостровский #бабушкинский #осташковская улица #осташковская

[ * На момент публикации данной статьи социальная сеть Instagram и материнская компания Meta по требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации признаны экстремистскими организациями ]