Занятие боевым искусством, если речь идет о действующей традиции, сохранившей основные методические приемы, а не собрании клуба реконструкторов – пересмешников, непременно приведет к контакту разной степени жесткости и агрессивности с другим хомосапиенс: от обусловленных упражнений, выполняющихся в режиме «максимально близко к реальности» до различных видов обусловленного поединка. А еще есть соревнования, которые прекрасно моделируют ситуацию максимального психологического дискомфорта без нарушения уголовного кодекса. Все это дает очень важный навык, который, помимо непосредственно умения постоять за себя, близких и принципы, затрагивает практически все аспекты жизни человека.
Чем глубже наша цивилизация погружалась в пучину технического прогресса и развития социума, как среды, стремящейся к созданию для существ ее населяющих максимально безопасных условий существования, тем больше в людях росло ощущение собственной ХРУПКОСТИ!
Наши далекие предки не испытывали иллюзий относительно своей уязвимости. Они, зачастую на собственном опыте, знали к чему приводит удар по зубам латной рукавицей или какие метаморфозы с черепной коробкой способен сотворить моргенштерн. По сравнению с этим воздействие, которое может оказать на их здоровье голый кулак или пинок ногой их не очень впечатляло. Понимание собственной хрупкости у этих людей было очень конкретным, основывалось на точных знаниях и не вызвало у них не иллюзий ни сильных эмоций.
Чем меньше смертоубийства становилось в жизни человека, тем большее ощущение собственной ХРУПКОСТИ он взращивал в себе. Дело в том, что самой благодатной почвой для взращивание этого чувства является – неизвестность. Если житель средневековья жил в состоянии минимальной неизвестности относительно последствий самых различных воздействий на его тело, то современный житель мегаполиса в возрасте до сорока зачастую не знает ничего, относительно того, что с ним произойдет после простой пощечины, не говоря уже о мотивированном ударе.
А что происходит с нашим мозгом при отсутствии объективной информации? Он предполагает худшее! Помните поговорку – у страха глаза велики. А вот иллюстрация. Просто список существующих в современной психологии фобий связанных со страхом насилия:
ВИРГИНИТОФОБИЯ - боязнь изнасилования.
РАБДОФОБИЯ - боязнь физического или морального наказания.
МАСТИГОФОБИЯ - боязнь порки.
МЕРИНТОФОБИЯ - боязнь оказаться связанным.
ПНИГОФОБИЯ- боязнь оказаться задушенным.
И этот список далеко не полный.
И в основе всего этого многообразия – неведение, которое начинается с простого страха перед возможным толчком, ударом, внезапной агрессией. Это как зерна, которые упав на благодатную почву рефлексии нашего сознания прорастают в нашу личность лишая энергии, инициативы и силы бороться за успех, карьеру и самоопределение. Как результат – многообразие глубоко несчастных людей, живущих с нелюбимыми, которых никогда не бросят и ненавидящих свою работу, которую они никогда не решаться поменять просто потому, что не обладают волей для таких изменений.
У боевых искусств есть уникальный потенциал. С помощью правильной проверенной столетиями, ЧЕСТНОЙ практики убрать корневую проблему – страх неизвестности перед физическим воздействием на наше драгоценное тело. Уменьшить состояние собственной хрупкости до объективного знания, что будет на самом деле от пропущенного удара или последствий проведенного броска. Этакая терапия контролируемым насилием, создающая объективное отношение как к отражению, так и к проявлению агрессии.
Я преподаю Окинавское каратэ взрослым. Только взрослым. И каждый год, каждый месяц и каждый день я наблюдаю, как люди, которые приходят ко мне со своими особенностями, характером и порой проблемами к определенному уровню, оставаясь яркими индивидуальностями приобретают одно общее качество – силу жить своей жизнью. И это самый главный результат моей деятельности!
Богдан Курилко