Найти тему
О чем кричит редактор

Личное

Фото А.Гутиевой
Фото А.Гутиевой

Года два назад я оглядывалась на литературный процесс в нашей стране, и то, что я наблюдала казалось мне абсурдом. Я не могла поверить в то, что это происходит всерьез, что за действующими лицами не сидят кукловоды, поставившие эту комедию абсурда. Но нет, я открывала книги, ужасалась. Я честно пыталась сотрудничать с журналами, писала для публикации рецензии, но отказалась после трех-четырех раз, потому что все это очень слабо.

Тогда казалось, что я одна была всем недовольна. А вокруг все всем были довольны: на откровенно пустые тексты именитые литературные люди вешали громкие вывески - новый достоевский, гоголь, булгаков. Продолжался бессмысленный премиальный карнавал, не выявляющий лучших, писались бравые отзывы книгоблогерами, лит.критиками и литературными обозревателями.

Мир сошел с ума, а я одна нет. И я злилась и хотела разрушить эту реальность. Я тогда поругалась со всеми, до кого дотянулась.

Потом пришли новые критики Альтерлит, и мне стало легче дышать. Они взялись разбирать все «захваленные» имена по буквочкам и преуспели в этом.

Потом на мою книгу «О чем кричит редактор» и посты пришли люди, в том числе и те же известные имена – издаваемые авторы, лит.обозреватели и критики, которые как-то в личку, не вслух на весь интернет, будто тайно, признавались – «наконец, кто-то это сказал».

А теперь куда я ни ткнусь, везде громко звучит недовольство, вскрывают лживые премии, разбирают лит.систему по косточкам. Я вижу свои прошлые мысли, сказанные громко теми, у кого есть больше голоса в сетях, у кого есть имя погромче, аудитории побольше.

Но я еще в том году решила пойти дальше. Я даю материал, который позволяет использовать его в качестве механизма создания нового искусства. В какой-то мере я возвращаю к истокам, давно исследованным и значимым для великих людей прошлого; в какой-то в свете новой психологии этой эпохи говорю вещи, которые почему-то полностью исчезли из поля сознания творческих людей и их будто надо изобретать заново.

Смешно, но теперь это остается за рамками популярности и нужности. Но я уже понимаю, значит, снова я иду в авангарде, и года через два, а может и раньше, начнут повсюду говорить обо всем мной уже сейчас сказанном.

Более того, я и в прошлые годы наблюдала интересную картину: выкладываю я статью, и на следующий день известные литературоведы пишут о том же, и часто теми же тезисами. А сейчас наблюдаю, что и заголовки особо не трудятся менять, так, слова переставят и все. Хоть скрины выкладывай и стыди людей. Никто не ссылается на мои посты или книгу: типа «прочитал у Анны Гутиевой интересную мысль и вот что я об этом думаю». Причем это не то же самое, когда одна и та же мысль приходит в головы нескольким людям – разница между тем, что человек сам помыслил и оформил эту же мысль по-своему, и между прочитанным, и «о, я также думаю, поэтому переделаю на свой лад прочитанное и выдам за свое» - очень заметна. И я радуюсь в случаях, когда другой мыслит эту мысль, что и я, и не радуюсь в случае использования моих мыслей.

Поэтому я решила так:

Во-первых, я хочу видеть результат своих идей. А значит, я свои же идеи и мысли превращаю в занятия, себя объявляю творческим ментором и начинаю вести группы по претворению этих идей в практику. Думаю, с конца июня у меня получится начать.

Во-вторых, самые важные на данном этапе мысли и опыт я выкладываю в платный доступ в книге «Творчество – путь души» 1-2 раза в месяц. Эта книга – моя диссертация, основанная на большой и долгой работе по теме творчества. Но я преобразую ее из сухого научного языка, скованного определенными рамками, в эмоциональный и интимный разговор по душам – так точнее дойдет.

Я продолжу писать мысли и в открытом доступе, но хочу сказать важную мысль: тот материал, что я уже выложила – это мощнейший инструмент по развитию творческих возможностей. Прочитать мало – надо искать пути реализации, упорно тренировать и расширять психические инструменты творческого подхода, это сложная, индивидуальная работа. И я дала направление. Я могу ссылаться на необъятное множество источников, подтверждающих эти мысли, но толку, если их не начать искать возможности их применения. Творчеству нельзя научить, но можно указать маячки на этом пути.

#личное #психология творчества #творчество