Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Мой топ-12 блэк метал групп

Оглавление

Далеко не самый серьёзный выпуск: я знаю, что многие читатели данного канала слушают блэк метал, а так как почти все группы в списке – очень широко известные, то и казалось бы смысла от такой статьи относительно немного. Рассказывать что такое блэк метал – уж тем более нет ни малейшего смысла. Так или иначе, в целях саморазвлечения я решил написать подобную статейку. Чтобы сделать выпуск интереснее, я решил поделиться тем как я начинал слушать каждого из этих исполнителей. Дорога в мир блэк метала для меня началась где-то во второй половине нулевых, причем весьма неторопливо. С тех пор я прошел путь от полного новичка до конкретно заядлого фаната с тонной переслушанных разных групп, а затем – процесс частичного остывания к жанру. В связи с последним, "блэк" в данном топе будет в весьма широком смысле этого понятия, далеко не только олдскульный, классический блэк. Но всё равно, как ни крути, а блэк – одна из наиболее важных страниц в моей истории увлечения музыкой. Группы будут идти в алфавитном порядке, никаких мест здесь нет.

Behemoth

Бегемоты были моим проводником в мир блэк метала, одного этого уже было бы достаточно. Помню как в середине нулевых на одной компиляции мне попался трек Slaves Shall Serve. Не могу сказать, что сразу стал фанатом этого польского коллектива – такое мне тогда было ещё слегка рановато, но я отметил его для себя и достаточно много раз переслушивал... но всё равно как-то забыл про группу. Вспомнил про существование Behemoth я спустя несколько лет, когда их наиболее новым альбомом был "The Apostasy". Так я стал вначале слушать их песни наугад, затем – понемногу покупать CD блэк/дэтового периода. Потом я конечно же узнал про то, что ранее они играли чистый блэк, без дэт метала, это было нечто совершенно непривычное для моего слуха. В ретроспективе, я считаю, что у них был очень крепкий андеграундный период, где ценность музыки многократно превышала их известность, у них офигенное более дэтовое творчество... современный период я не особо жалую, но и не особо ругаю. Кому интересно больше, у меня был обзор их дискографии. А ещё, я считаю, что с точки зрения лирики/идеологии/называйте_это_как_хотите Behemoth это лучшая блэк метал группа (ну или по крайней мере раньше была такой).

Любимый альбом: Demigod (2004)

Blut Aus Nord

Один из наименее известных коллективов в данном топе, а так же моё одно из наиболее поздних открытий среди блэк метал исполнителей. Ну как блэк метал... С Blut Aus Nord всё сложно, они очень любят резко менять стилистику от релиза к релизу, разнообразие звучаний в их дискографии – весьма разношерстное. Начинали они как обычный атмосферик блэк из Франции, но за это время они переиграли и нечто более близкое к классическому блэку, и намного более мелодичные вариации блэк метала, и индастриал блэк метал, и прогрессивный блэк метал, и всё это может быть между собой неслабо так перемешано. Так или иначе, Blut Aus Nord лучше всего известны как Deathspell Omega до Deathspell Omega – подобное специфическое звучание началось именно с Blut Aus Nord, пускай они намного менее известны и популярны. Другое распространённое сравнение: Blut Aus Nord это блэк метальное развитие идей Godflesh, влияние той индастриал метал группы на этот коллектив крайне велико. Начал я их слушать с выхода аж двенадцатого альбома "Deus Salutis Meæ" в 2017 году, с тех пор они определённо стали одной из моих наиболее часто прослушиваемых блэк метал групп.

Любимый альбом: 777 – Sect(s) (2011)

Burzum

Тут всё просто, Варг – альфа и батя в блэк метале. Заинтересовался Варгом я даже вовсе не из-за музыки, а из-за его противоречивой репутации. Не имея ни малейшего представления как звучит блэк метал, я решил выяснить что к чему и зачитался его статьями на официальном сайте Burzum. Как выяснилось, репутация данного товарища была весьма раздута, но пишет он интересно. Дочитав до момента, где он утверждает про "всё, что я когда либо хотел сказать было в песне Feeble Screams From Forests Unknown" я понял, что пришло время послушать что он там играет... Это было далеко не то, что я ожидал услышать, совсем не то. Но это было свежо и интересно. На тот момент у бегемотов я слышал только более дэтовое творчество, так что первым же делом бросился проверять неужели они когда-то тоже так звучали. Звучали! В целом, Burzum это определённо та группа с которой легче начинать ознакомление чем с другими культовыми блэк метал исполнителями, более доступная. Возможно поэтому со временем мой интерес к Burzum уменьшился сильнее чем к другим старым фаворитам, мне всё же больше нравится когда альбомы надо длительно расслушивать чтобы въехать, а не когда всё на поверхности. За это время с Варгом многое произошло: выход из тюрьмы, после-тюремное творчество (определённо не в восторге от этого периода), переезд из Норвегии во Францию, совместный фильм с женой, появление и конец его ютуб-канала. Вообщем это была весьма интересная дорога, за немногими группами настолько интересно следить.

Любимый альбом: Burzum (1992)

Darkthrone

Тут всё ещё проще, Darkthrone это главная икона жанра. Норвежский блэк, классический блэк, любой блэк – неважно, Darkthrone всегда будут королями и главными законодателями трушного звучания истинного блэк метала. Дэт метальный период тоже люблю и уважаю, но вот их современное творчество с закосом под различные стилистики 80-ых – это точно совсем не для меня. Поразительно, но при том, что Darkthrone – одна из самых ранних групп кого я стал слушать среди блэкарей, и учитывая их намеренный минимализм и примитивизм, их музыка практически не надоедает и проходит проверку временем ну очень уж хорошо.

Моё мнение на счет любимой тройки альбомов никогда не менялось: это A Blaze In The Northern Sky, Goatlord и Panzerfaust, но вот если очень долгое время я считал, что Panzerfaust это их лучшая пластинка, то теперь вынужден признать, что ни к одному их альбому я не возвращаюсь так часто как к A Blaze In The Northern Sky (1992).

Deathspell Omega

В современном блэке французы Deathspell Omega это одни из главных законодателей трендов. Начав как обычная вторичная блэк метал группа, в нулевые Deathspell Omega вдарились в прогрессивно-диссонансные эксперименты и относительно быстро стали заметной группой жанра. Что интересно: обычно уход экстрим метал групп в прогрессив/экспериментал означает смягчение и умелодичивание музыки, но только не с Deathspell Omega – каким-то образом они стали звучать многократно более зверски. Начав их слушать с выхода The Synarchy Of Molten Bones в 2016 году, я мгновенно подсел на данную группу поскольку являюсь большим фанатом дэт метал проекта Gorguts, а в стилистике Deathspell Omega определённо многое навеяно Gorguts. Благодаря Deathspell Omega я так же понял, что мне всегда нравились менее обычные и более экспериментальные группы, и что есть смысл начать целенаправленно изучать прогрессивные/авангардные стороны метал музыки. С 2016 по 2018 год я постоянно крутил их музыку, но после этого несколько остыл к данному коллективу. Отдельный выпуск про группу.

Любимый альбом: The Synarchy Of Molten Bones (2016), но вообще, лучшим их релизом я считаю мини-альбом Veritas Diaboli Manet In Aeternum: Chaining The Katechon (2008) состоящий из одной длинной песни.

Enslaved

Интересоваться творчеством Enslaved я стал в 2017 году, до выхода альбома того года, это стало моим следующим большим открытием после Deathspell Omega. Конечно же про существование Enslaved я знал очень давно, но никогда не воспринимал их всерьёз, типа просто ещё одна норвежская блэк метал группа второго эшелона которая со временем покинула рамки жанра, да и тег викинг метала вызывал некий скептис. Не то, чтобы я совсем уж ошибался, но я ошибался. В ранние дни у них иногда бывал зачетный материал, но по-настоящему крутой группой они стали именно когда пошли в прогрессивный метал. Причем в отличии от многих других групп прогрессивного метала, Enslaved это именно (блэк) метал плюс прогрессивный рок, а не нечто иное. С тех пор Enslaved плотно закрепились как один из наиболее интересных мне (около-)блэк метальных проектов. Отдельный выпуск про группу.

Любимый альбом: Monumension (2001)

Immortal

Подобно Behemoth, Burzum и Darkthrone, этих норвежцев я начал слушать ещё в поздние нулевые. На счет данной группы есть определённый раскол мнений среди фанатов жанра, но как по мне, то они более чем заслуживают своего места в первом эшелоне и звании одной из наиболее важных групп норвежского блэк метала. Например, в этом топе есть две группы на которых Immortal явно сильно повлияли: Enslaved и Marduk. Прикольная лирика на зимнюю тему. Зубодробительная связка скоростных гитарных запилов и стены ударных. Уникальный вокал – в противовес стандартному для блэка скримингу, Аббат обладает своим необычным стилем и на весь метал есть только одна группа которая позаимствовала у них подобный стиль пения – Inquisition. Сильно долбёжных групп много, но тех, у кого это получается относительно непринуждённо и радикально добавляет стремительности и энергичности музыке – мало, в данном топе таких две – Immortal и Behemoth. Да и есть ли группа лучше чем Immortal для того чтобы шататься зимой по сугробам и оледеневшей дороге? Скорее всего нет. Кому интересно больше, у меня был обзор их дискографии.

Любимый альбом: Sons Of Northern Darkness (2002)

Marduk

Этих шведов я начал слушать где-то в 2011 году. Примитивизм и минимализм не оставляют особо места для экспериментов в звучании, но оно не особо то и надо – простая, но действующая формула никогда не устаревает. Конечно, в отличии от, например, Дарктрона Marduk никогда не обладали вагоном гениальных блэк метал риффов, но зато Marduk никогда не сдавались и не убежали играть паршивый батя-митол прикрываясь тем, что блэк якобы давно уже не торт. Marduk это несгибаемое музло для тех, кому нравится боевой, воинственный дух. И дело не только в том, что часть их релизов напрямую посвящена войне – не-военная часть творчества тоже более чем соответствует. Победа или смерть с оружием в руках, вот что такое Marduk! И бластбиты. В Marduk засветились четыре вокалиста, первые два были просто хорошими, но вот Легион и Мортуус – выдающиеся скримеры, перепутать их голоса с кем либо – весьма и весьма сложно. Кому интересно больше, у меня был обзор их дискографии, буквально пару выпусков назад.

Любимый альбом: Nightwing (1998)

Master’s Hammer

Чехия – не та страна с которой ассоциируют блэк метал, да и метал вообще, но ведь таланты рождаются везде, верно? Master’s Hammer были частью первой волны блэк метала, до того как норвежская сцена окончательно сформировала жанр. На мой взгляд, их дебютный альбом Ritual был наиболее интересным экземпляром того раннего прото-блэка. С появлением норвежского блэка Master's Hammer не стали ни адаптировать своё звучание под новые реалии жанра, ни продолжать в старом духе – вместо этого их понесло во всякие эксперименты разной степени авангардности и психоделичности, вплоть до одного альбома который был полностью за пределами рок музыки. Можно сказать, что они предвидели тенденцию постепенно выходить за пределы жанра, но если в Норвегии это стало заметно где-то на границе тысячелетий, то Master's Hammer пришли к этому ещё в начале 90-ых. Начал их слушать где-то в 2012 году, знакомился с дискографией крайне неторопливо – не из-за того, что группа казалась не достаточно интересной, сколько из-за того, что чтобы более менее въехать в каждый релиз требуется не мало времени, очень уж эта группа сильно отличаются от всех остальных. Сегодня могу смело сказать, что это определённо один из самых самобытных проектов за всю историю около-блэка. Может это не та группа кого можно слушать на регулярной основе, но определённо та к кому всегда приятно возвращаться. К тому же, у них имеется свой уникальный вокал, что только дополнительно отдаляет Master's Hammer от всех остальных.

Любимый альбом: Vracejte Konve Na Místo (2012)

Mayhem

Изначально мне эта норвежская группа не зашла. Я бы не сказал то, чтобы она мне именно не нравилась – нет, я их просто не понимал. Не помню когда именно это произошло, но в какой-то момент я резко изменил своё мнение. Во многом благодаря венгерскому вокалисту Attila Csihar – он меня вынудил не только погрузиться в дискографию Mayhem, но и заценить многие другие группы в которых Аттила участвовал. Их дебютник De Mysteriis Dom Sathanas – легендарен, тут без вопросов вообще. Все остальные альбомы Mayhem имеют спорную репутацию, но лично для меня Ordo Ad Chao и Esoteric Warfare были шикарны, заслушал их до дыр и не сказал бы, что они сильно отстают от дебютника. И вообще, я считаю, что Аттила это лучший блэк метал вокалист. Другого их вокалиста, Маньяка, я никогда не любил, есть что-то раздражающее на счет его вокала и его самого, но одно отрицать невозможно: что Маньяк, что Аттила, что даже Дэд – Mayhem постоянно везло на крайне эксцентричных и влиятельных фронтменов. Про ранние дни Mayhem так даже был снят голливудский фильм, у меня ранее на него был обзор. А ещё, не могу не похвастаться, что я был на их концертах аж 3 раза, третий был как раз в этом году.

Любимый альбом: De Mysteriis Dom Sathanas (1994)

Я просто оставлю это здесь.
Я просто оставлю это здесь.
А вот это - для намного более тонких ценителей.
А вот это - для намного более тонких ценителей.

Mitochondrion

Самая малоизвестная группа в данном топе. Как-то в 2012 году мне под ругу попались вначале австралийцы Portal, а затем практически сразу канадцы Mitochondrion. Это была моя первая проба на вкус, что экстремальный метал может быть экстремальным не только за счет механической тяжести, брутальности, скорости или шумности, но ещё за счет некой странности и повышенной труднодоступности. В случае подобного музла, так ещё и изрядной шизоидности. Mitochondrion это блэк/дэт, причем дэта тут однозначно намного больше чем блэка, но востребована группа как раз таки в основном у фанатов блэк метала, поскольку в плане общей атмосферы оно к нему очень близко. Вроде бы это просто блэк/дэт, но есть что-то на счет него категорично иное и мозголомное. И дело далеко не только в том, что местами оно может отдалённо напоминать техникал дэт. Есть что-то очень иное на счет этой группы, зловеще иное. Про Portal я вспомнил не случайно: в целом, эти две группы – одного поля ягоды, но Portal делают больше упор на шумность, в то время как Mitochondrion это больше о необычных мелодиях. В ретроспективе могу сказать, что эта группа оказала огромное влияние на моё развитие вкусов в будущем. Отдельный выпуск про группу.

Любимый альбом: Parasignosis (2011)

Oranssi Pazuzu

Самая молодая группа в данном топе, но определённо далеко не самая малоизвестная. Когда я начинал слушать Oranssi Pazuzu их самым новым альбомом был Kosmonument и это единственный альбом группы который мне не нравится. Учитывая, что это их второй альбом, а сейчас альбомов у них пять и шестой находится в процессе записи, то могу сказать, что я застал большую часть их музыкальной карьеры. Для тех, кто не в курсе: Oranssi Pazuzu это финская группа органично скрещивающая блэк метал с психоделическим роком. Мне они всегда нравились, но окончательно проникся тем насколько они всё же круты я только в 2020 году, пока ждал выход нового альбома. В целом, с Oranssi Pazuzu примерно как с Master's Hammer – возвращаться к ним это офигенно, но это не та группа кого можно часто слушать, слишком сильно отличаются от всех остальных… и психоделика.

Любимый альбом: Mestarin Kynsi (2020)

На последок немного юмора.
На последок немного юмора.

Мне кажется я предельно точно дал понять, что это был максимально субъективный топ, ни на какую истину в последней инстанции не претендующий. Так что если кто из ваших любимчиков сюда не попал – не обижайтесь, лучше упомяните их в разделе комментариев.

#музыка #рок #метал (музыка) #подборка альбомов #обзоры #black metal