Кризис - это перелом, переворот в сознании людей, в экономике и государственной деятельности. В таких условиях абсолютное большинство компаний и организаций сталкивается с непредсказуемыми ситуациями, форс-мажорами. Зачастую руководство откладывает долгосрочное планирование и концентрируется на первостепенных задачах, чтобы предупредить или минимизировать убытки.
В середине нулевых экономист Николас Нассим Талеб сформировал теорию о «черных лебедях»: труднопрогнозируемых и редких событиях, которые имеют значительные последствия в мировом сообществе. Примерами могут являться как отрицательные, так и положительные «случайности». Главным образцом «черного лебедя» последних лет принято считать пандемию, а также последовавшие за этим события.
В условиях нынешнего экономического кризиса множество компаний начинают пересматривать свою стратегию в различных сегментах деятельности, пренебрегая при этом бюджетом на маркетинг. Попытаемся выяснить, почему такая стратегия является недальновидной и убыточной.
Важность маркетинга
Страх и тревога от приближающегося экономического кризиса заставляют владельцев бизнеса снизить расходы во всех областях деятельности. Происходит это инстинктивно, но не является верным. Маркетинговую стратегию компании часто откладывают «до лучших времен», но парадокс в том, что только маркетинг может вам помочь.
Сокращение бюджета на маркетинг в ситуации краха экономики позволяет уберечь сиюминутные доходы, но делает компанию весьма уязвимой после спада. Ваша компания может утратить позиции на рынке и ослабить свой бренд, в то время как конкуренты, увеличившие маркетинговые расходы, будут получать прибыль как в момент кризиса, так и после него. Сюда можно отнести интернет-маркетинг, продвижение сайтов и сервисов, разработку любых материалов, а также другие виды маркетинга.
Как итог, ваша компания потеряет связь с аудиторией. Зачастую руководство не осознает, что именно аудитория бренда поддерживает компанию в период экономического кризиса. Важно понять, какой тип маркетинга необходимо использовать: например микротаргетинг дает возможность привлечь целевую аудиторию с минимальными вложениями компании. Резать маркетинговый бюджет нужно лишь в крайних случаях.
Переработка и аудит бренда
Кризис меняет отношение аудитории и принуждает их изменить первостепенные материальные приоритеты. Понимание механики экономической рецессии, ее влияния на поведение потребителей и на отрасль будут являться решением возникших трудностей.
Проведите аудит бренда - оцените свое нынешнее положение, свои позиции в среде конкурентов, сильные и слабые стороны бренда. Это мероприятие является важным всегда, но особую значимость приобретает в неожиданных ситуациях.
Конкуренция в такие периоды становится в несколько раз выше, так что не клюйте носом - ищите альтернативные пути брендинга и будьте внимательны к потребностям клиентов. Как правило, в периоды рецессий некоторые категории товаров и услуг находят повышенный спрос среди целевой аудитории.
Анализ аудитории
Помимо переработки бренда, стоит заняться поиском новых направлений производства и оказания услуг. Кризис - это тяжелое время, но оно открывает непредсказуемые возможности для бизнеса. Сделайте акцент на смежных и параллельных сегментах рынка, которые менее подвержены экономическим дрязгам: к таким относят медицину, фармацию, государственный сектор и другие отрасли.
Не ограничивайте себя - пробуйте межрегиональные и заграничные рынки. Кризис везде протекает по-разному, что может сыграть вам на руку. Предложите новой аудитории альтернативу того, что считается привычным. Разработайте новый продукт, услугу или сторонний бизнес, но не жалейте средств на его продвижение. По окончании кризиса это сыграет вам на руку.
Все инструменты маркетинга хороши
Взглянем на статистику: Amazon, Apple, Google, Facebook и Microsoft планомерно вышли из кризиса пандемии. Он стал для них прекрасной возможностью, поскольку поднял продажи в сегменте eCommerce на новый уровень, увеличив потребность в компьютерах, телефонах и контенте.
Особую выгоду приобрели производители товаров роскоши, перевозчики грузов и курьерские службы: удобные интернет-магазины и подорожание межконтинентальных перевозок в период пандемии увеличили прибыль компаний в несколько раз. С другой стороны, собственники офисных центров, офлайн-магазины, авиакомпании и другие бизнесы ощутили на себе всю тяжесть рецессий.
Все это говорит о непредсказуемости рецессии и ее последствий. Экономический кризис не должен быть непреодолимой помехой для вашей компании. Статистика показывает, что во время рецессии нужно развивать бизнес и выходить на новые рынки. Не пренебрегайте маркетингом.
#маркетинг #кризис #бренды #стратегияпродвижения