Найти тему

8 советов для тех, кто изучает иностранный язык.

#1 Прежде всего ответь себе на вопрос «Зачем я учу этот язык?»

Кто-то учит, потому что заставляют родители, кто-то хочет улучшить свои оценки в школе, кто-то собирается эмигрировать в страну изучаемого языка, а кто-то просто для развлечения, тренировки ума или повышения собственной самооценки. Но в любом случае у человека должна быть мотивация для того, чтобы взяться за это непростое дело.

Вначале всё кажется лёгким, интересным и увлекательным, но потом наступают суровые будни и надо делать нудные однотипные упражнения, запоминать кучу новых слов и правил, тренировать непривычное произношение звуков и слов. И мотивация начинает испаряться с каждым занятием всё больше и больше.

Как правило, первыми сходят с дистанции восторженные одиночки, которые надеялись заговорить на чужом языке уже через месяц. Потом приходит черёд деловых людей, которым язык нужен для развития бизнеса.Но жизнь, как говорится, вносит свои коррективы, и иностранный язык выбывает из списка жизненно необходимых приоритетов. Дольше всех держатся те, кому надо сдавать экзамен или их просто заставляют родители.

Поэтому следующий совет:

#2 Найди опытного учителя, который не только подберёт для тебя программу обучения и расскажет тебе о всех правилах и исключениях, но и честно предупредит об испытаниях, ожидающих тебя на тернистом пути изучения иностранного языка.

Прежде чем приступить к обучению, я всегда разъясняю ученику, что есть две новости: одна - хорошая, а другая – плохая. Хорошая новость заключается в том, что мы уже знаем и даже используем в нашей речи множество заимствованных английских слов. Вот, навскидку,: спорт, футбол, компьютер, принтер, смартфон, сканер, миксер, менеджер, президент и т.д. Кроме этого, в английском очень простые принципы построения предложений. Плохая новость – куча правил чтения слов и ещё больше исключений, когда слова пишутся одинаково, а читаются по-разному или пишутся одинаково, но имеют разные значения. Есть у англичан древняя шутка: Мы пишем «Манчестер», а читаем «Ливерпуль». Лучше не скажешь. По результатам исследований британские дети дольше всех в Европе осваивают навык чтения на родном языке.

Но самое сложное не это, а тот факт, что придётся бороться не столько с фонетическими и грамматическими подвохами, сколько с собственным мозгом, который ни в какую не хочет напрягаться, а любит сладенькое и халявный дофамин. Через месяц занятий он уже откровенно саботирует учебный процесс. Происходит это, примерно, так.

Ты: Смотри какой классный учебник! А картинки какие цветные! И слова почти как в русском: «гамбургер», «пицца», «хот-дог»…

Мозг: Ага, прикольно!

Через неделю…

Ты: Надо выучить вот эти 20 слов и сделать вот эти три упражнения.

Мозг: Да? Ну-ну, щас… Не-е, чё-то не хочется. Давай лучше тик-ток полистаем или с друзьями початимся!

Через месяц…

Ты: надо выучить до завтра вот эти 25 слов, вот этот диалог и написать эссе.

Мозг: Чё?! Ты что, совсем уже?! Я ж столько не осилю! Взорвусь к чёртовой матери! Не-не-не, это без меня!

И тут есть три варианта: либо ты сам берёшь себя за шиворот и заставляешь вернуться к занятиям, либо твои родители, либо твой учитель.

Да, есть ещё четвёртый: ты наглухо забываешь про иностранный язык и больше никогда к нему не возвращаешься.

Психологическое отступление.

Надо иметь ввиду, что наш мозг не очень любит напрягаться или точнее, очень не любит, так как дело это весьма энергозатратное. По утверждению нейрофизиологов при интенсивной умственной деятельности на поддержание работы мозга тратится до 25% от всей получаемой с пищей энергии. Поэтому, опасаясь переутомления, мозг делает нам всяческие подлянки, чтобы оторвать нас от этой самой деятельности. Например, шепчет тебе: «Тебе не кажется, что уже пора съесть чего-нибудь сла-а-аденького? Или «Ну-ка, ну-ка, глянь-ка, что там тебе прислали в вайбере или вацапе!» или даже «Ой, как хочу в туале-е-ет!». И если ты расслабляешься и начинаешь прокрастинировать ( Обожаю это слово! Прим.автора), он поощряет тебя порцией эндогенных (внутренних) наркотиков, типа серотонин, эндорфин или дофамин.

Поэтому, когда ты всё-таки заставляешь его работать, он делает это неохотно и недолго. Единственный способ его обмануть – это предложить ему что-то сложное, но необычное, ибо мозг наш похож на любопытную обезьяну, или что-то рутинное, но простое, чтоб не слишком напрягался. А ещё можно пообещать какую-нибудь награду за выполненное задание.

И если мы, таки, выучили 20-30 новых слов или большой диалог, или прочитали роман на языке оригинала, мозг зальёт нас дофамином! Чем сложнее задание, которое ты осилил, тем весомее награда. Ты чувствуешь себя спортсменом, побившим собственный рекорд.

Кроме того, надо уяснить простую вещь – чтобы освоить какой-то навык, надо этот навык тренировать. Это как с ездой на велосипеде. Хочешь кататься, садись и катайся, падай, вставай, но продолжай.

Отсюда все остальные простые советы.

#3 Если хочешь заговорить на иностранном языке, говори на нём!

#4 Если хочешь уметь писать на иностранном языке, пиши на нём!

#5 Если хочешь читать на иностранном языке, читай книги в оригинале!

#6 Если хочешь понимать что тебе говорят на иностранном языке, слушай песни, смотри видео и фильмы!

Удивительно, но тренировка одного навыка улучшает развитие другого. Если ты будешь читать романы (Не комиксы!прим.автора), станет богаче твой словарный запас, улучшится грамматика. Будешь больше аудировать, станешь лучше и уверенней говорить. Если будешь составлять тексты , улучшится и первое, и второе, и третье.

И еще…

#7 Пользуйся словарями

Причём не только переводными, но и толковыми, специализированными. Словарь, помимо расширения твоего вокабуляра, даёт тебе уверенность, что ты используешь слово или выражение абсолютно правильно и к месту.

И наконец,

#8 Ставь реальные цели.

Если бы язык можно было бы выучить за 16 уроков или за месяц, мы бы все уже говорили на 5-6 языках. Для изучения иностранного языка на приличном уровне требуется не менее 1000 часов интенсивной учёбы, а то и больше в зависимости от его специфики.

Но! Дорогу осилит идущий! Fortune favours the brave!