Колористика - это широкий, объемный термин, который применяется во многих областях науки, в том числе сфере интернет-маркетинга. С одной стороны, воздействие цветов на человеческие предпочтения для многих является очевидным постулатом, с другой - полноценно проанализировать их влияние затруднительно.
Порой даже профессиональные маркетологи сталкиваются с трудности, когда дело до выбора цветовой палитры в процессе брендирования или маркетингового продвижения.
Так что же из себя представляют различные цвета и оттенки, если говорить о маркетинге?
Психология цвета в маркетинге
По данным исследований Seoul International Color Expo, на сегодняшний день около 93% потребителей при выборе продукта ориентируются на его внешний вид, а 84% опрошенных заявляют, что именно цвет продукта является фактором, на который обращают повышенное внимание.
А результаты исследования американского Университета Лойолы в штате Мэриленд говорят о том, что фирменный цвет повышает узнаваемость бренда до 80 процентов.
Тем не менее социологи и психологи сходятся в одном: отношение к тому или иному цвету сильно зависит от индивидуального опыта. К сожалению, нельзя поставить знак равенства между цветом и человеческими эмоции повсеместно, но мы можем проследить тенденции: личные предпочтения, опыт, воспитание и культурные особенности у многих людей схожи.
Цвета и бренды
Современные законы маркетинга трактуют различные цвета по своему усмотрению, основываясь на уже работающих инструментах. Все чаще при брендинге и разработке стратегий продвижения используют психологию цвета и сопряженные с колористикой ассоциации.
Рассмотрим основные цвета и оттенки, а также их влияние на имидж:
Красный, бордовый
- Повышает аппетит;
- Создает ощущение скоротечности, срочности;
- Ассоциируется с движением, энергичностью, возбуждением и страстью;
- Притягивает к себе фокус;
- Стимулирует физиологические процессы, провоцирует нервные импульсы, повышает кровяное давление и сердечный пульс.
Синий, голубой
- Является любимым цветом у большинства людей;
- Создает ощущение безопасности и защищенности;
- Множество брендов используют его в качестве цвета «доверия»;
- Притупляет чувство голода и стимулирует производительность;
- Зачастую используется в оформлении офисов и корпоративных консервативных брендов;
- Успокаивает разум, ассоциируется со спокойствием и широким пространством
- Для молодых людей оттенки голубого кажутся «взрослыми, зрелыми».
Зеленый, салатовый
- Ассоциируется со здоровьем, природой, экологичностью;
- Используется многими брендами в качестве цвета «богатства и процветания»;
- Расслабляет, настраивает на досуг;
- Стабильно используется для продвижения идей «защиты окружающей среды»;
- Стимулирует состояние «гармонии», нормализует эмоциональный фон, вводит в тонус, придает решительность.
Фиолетовый, розовый
- Ассоциируется с премиальностью, уникальностью и респектабельностью;
- Стимулирует области мозга, которые помогают нам решать задачи, сложные кейсы;
- Очень популярен в индустрии красоты, моды, косметики и услуг.
- Используется в брендинге в качестве символа креативности, мудрости;
- Также ассоциируется с «магическим», интуитивным мышлением и волшебством.
Желтый и оранжевый
- Цвета повышают бодрость и уровень оптимизма;
- Желтый и оранжевый цвета провоцируют настороженность, тревожную внимательность;
- Часто эти цвета используются на витринах магазинов для привлечения импульсивных покупателей, не умеющих сдерживать свои потребительские желания;
- Они ассоциируются с энтузиазмом и стимулируют логические центры нашего мозга;
- При перенасыщенности желтым и оранжевым цветами человек начинает чувствовать усталость.
Коричневый
- Ассоциируется с мудростю, надежностью, статичностью;
- Некоторые считают коричневый цвет «грязным»;
- Теплые оттенки коричневого помогают расслабиться, почувствовать себя комфортно;
- Многие религии мира относятся к коричневому цвету с осторожностью: он считается символом разрухи и нищеты как христиан, так и мусульман;
- Самый нелюбимый цвет, по данным социальных опросов;
- В маркетинге используется в качестве символа плодородия, спокойствия. Ассоциативный ряд: кофе, шоколад, почва, древесина.
Черный
- Ассоциируется с авторитетом, силой, жесткостью и стабильностью;
- Часто является символом высокого интеллекта;
- Визуально преуменьшает, «режет» размер предметов и вещей;
- При частом использовании «ошарашивает» людей;
- Создает ощущение глубины.
Серый
- Вызывает смешанные ощущения: как чувства практичности и солидарность, так и скуки;
- Ассоциируется с отсутствием временных рамок, неспешностью;
- При излишнем употреблении серого цвета возникает чувство апатии;
- Символизирует старость;
- Является универсальным цветом, который сглаживает все остальные цвета, дает возможность их комбинировать.
Белый
- Ассоциируется с чистотой, искренностью и безопасностью;
- Как и серый, используется в качестве оттеняющего цвета;
- Самый нейтральный цвет;
- Является символом обновления, очищения.
Не существует идеального цвета: в нашей жизни, как и в природе, используется вся цветовая палитра. То же самое можно сказать и про маркетинг - нет ключевого решения, которое способно ответить всем потребностям продвижения и брендирования.
Тем не менее для того, чтобы у потребителя был сформированный образ о компании, бренде или продукте, необходимо использовать колористику. Совсем необязательно следовать существующим сочетаниям - вы можете позиционировать объект маркетинга так, что уже он будет законодателем новых образов и ассоциаций.