[Прим. редактора]: Благодаря глобализации интернета люди по всему миру получили доступ к множеству онлайн-функций и сервисов. К ним можно причислить различные виды бизнеса, в том числе и eCommerce.
По данным аналитической компании Data Insight, в 2021 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 4,1 трлн рублей, а количество онлайн-заказов выросло на 104% (рекорд за все время наблюдений). Сильное влияние оказала пандемия COVID-19 и всеобщая изоляция, но не стоит списывать со счетов значимость индустрии в целом.
Популярные маркетплейсы и известные интернет-магазины прочно закрепились в нашей повседневной жизни. Но в чем принципиальное отличие торговли на этих платформах? Какой из них прибыльнее для компании в нынешних реалиях?
Р: Алексей, в чем различие торговли в интернет-магазине и на маркетплейсе?
Алексей Пашкевич, руководитель проектов агентства интернет-маркетинга «Business Boom»:
Различий много. Но для начала опишу классический кейс.
Допустим, у нас есть компания, производство и товар. На просторах рунета обитает сайт-визитка компании, но веб-ресурс не сформирован, навигация оставляет желать лучшего, а функционал ограниченный - он малопривлекателен для целевой аудитории. Мы принимаем решение запустить интернет-магазин с нуля для того, чтобы дополнить онлайн-продажами свою розничную коммерцию.
В первую очередь, нужно найти ребят [прим. ред.: профессиональных веб-разработчиков], которые хотя бы в теории могут сделать качественный интернет-магазин. Затем найти площадку для разработки, принять решение о бюджете на интернет-магазин, согласовать техническое задание, а перед этим нужно заполнить бриф. Заключить с банком договор эквайринга, подключить, отладить - на это тоже нужен бюджет.
Р: А сколько времени уходит на разработку и запуск?
АП: Это как минимум 3-4 месяца работы. На хороший, качественный интернет-магазин с лицензией компании тратят в районе 400-500 тысяч рублей - это если делать на «Битрикс24» или на аналогичных CMS для eCommerce. Можно разрабатывать на «WordPress» - это будет дешевле, но безопасность веб-ресурса будет ниже.
Минус интернет-магазина в том, что это достаточно дорого, долго и непродуктивно, по крайней мере в первые 3-6 месяцев после запуска. По окончании разработки необходимо запустить на ресурс трафик, активно продвигать веб-сайт, используя методы интернет-маркетинга - эти мероприятия также отнимают ценное время.
Образно говоря, возьмем Василия и Евгения, двух конкурентов, дадим им одинаковый бюджет. Васю посадим на маркетплейс, а Женю заставим делать интернет-магазин. При прочих равных условиях Василий, понятное дело, победит (если не будет «Васей»).
Р: Получается, что с маркетплейсами попроще?
АП: Вывести бизнес на маркетплейс гораздо дешевле, а регистрироваться - просто. Мы практически мгновенно получаем доступ к трафику веб-сайта, т.е. к целевой аудитории, вследствие чего мы можем усилить влияние компании на рыночный сегмент.
При использовании маркетплейсов у нас появляется доступ к различным инструментам, которые комплексно анализируют рынок, его волатильность и объем. Есть инструменты, которые позволяют рассчитать суточное количество продаж отдельного продукта. Клик по ссылке - и у тебя есть вся необходимая информация.
Р: Звучит заманчиво. Однако не все так прозрачно, как я понимаю?
АП: Палка о двух концах. Прокаченные маркетплейсы, например «Ozon» или «Wildberries», на которые ежедневно заходит около полутора миллионов активных пользователей, являются хорошим вариантом для малого бизнеса или стартапа. Но условия торговли на маркетплейсе часто бывают «адскими».
Р: Сразу вспомнилась история про конфликт Wildberries и поставщиков в «черную пятницу» , где маркетплейс принудительно выставил скидки в убыток многим компаниям.
АП: Можно привести в пример целый список таких условий: внутренняя комиссия маркетплейса, комиссия за отправки, огромная конкуренция, дорогая реклама и другие моменты. Конфликтов на этой почве тоже не мало. Но будем честны - компании и предприниматели сами соглашаются с условиями маркетплейса.
Возвращаясь к маркетингу. Например, сразу после регистрации у компании не будет никаких товарных «карточек» в топе - маркетплейс будет предлагать тебе услуги по продвижению. Если не использовать рекламу внутри платформы, то путь предстоит долгий: проводить оптимизацию «карточек» и «прокачивать» их, собирать семантическое ядро, ключевые фразы, которые проходят именно на площадке маркетплейса.
Р: И как же выбрать меж двух зол?
АП: На маркетплейсах необходимо проводить работу, аналогичную с оптимизацией интернет-магазина, но тут уже есть рабочие инструменты, трафик, а главное - потенциальный клиент, который готов купить ваш продукт и заходить на маркетплейс каждый день. В то же время собственный онлайн-магазин - это платформа, на которой вам не нужно ожесточенно конкурировать с «коллегами» по рынку и платить комиссии.
И у маркетплейсов, и у интернет-магазинов есть отличительные особенности, но финальное решение о запуске того или иного вида торговли принимают компания и ее сотрудники. Любой бизнес должен учитывать все за и против, а также понимать, что принесет ему большую выгоду.
#маркетинг #интернет-магазин #маркетплейс #продвижение #wildberries #ozon