Партизанский маркетинг (guerrilla marketing) - это комплекс маркетинговых методов продвижения, которые заключают в себе понятия скрытно, дёшево и эффективно. Впервые этот термин использовал в своих работах американский писатель и маркетолог Джей Конрад Левинсон в 1984 году, что породило целую волну маркетологов-партизанов в различных странах, в том числе и на постсоветском пространстве.
Сегодня последователи партизанского маркетинга разделились на несколько «лагерей», каждый из которых использует те или иные отличительные методы для продвижения.
Партизанский маркетинг по Левинсону
Классический подход по Левинсону подразумевает использование нешаблонного подхода и низких бюджетов с высокой эффективностью. Это достигается следующими способами:
- Оригинальность. Львиная доля креативных решений в партизанском маркетинге лежит в области ассоциативного мышления и юмора. Чтобы привлечь потенциального потребителя используются яркие, запоминающиеся идеи;
- Малый бюджет. Последователи партизанского маркетинга считают, что для эффективного воздействия на аудиторию не обязательно применять большое количество денежных вложений. Вместо гигантских билбордов можно использовать стену заброшенного здания, а вместо дорогих интеграций с блогерами - интенсивную контекстную рекламу;
- Провокативность и отказ от строгих нравственных принципов. Зачастую для привлечения потенциальных клиентов проводят шокирующие акции и запоминающиеся ивенты. Такие мероприятия находятся на границе общественно допустимого маркетинга;
- Единоразовое проведение. Необходимый эффект от подобных действий достигается только путем уникальности. При повторении одних и тех же мер их «провокационный» эффект падает, так как искушенная аудитория быстро привыкает к необычному;
- Вирусность. Лучшие помощники партизанского маркетинга - это «сарафанное радио», интернет и социальные сети. Грамотно выстроенный эпатаж эмоционально вовлекает людей и позволяет использовать дополнительные источники продвижения;
- Надежные инструменты. Чем дольше ваши арт-объекты, статьи или посты в социальных сетях будут на виду, тем лучше. Важно применять те инструменты, которые смогут прослужить вам значительное количество времени.
Партизанский маркетинг был описан как явление всего несколько десятилетий назад, однако имеет богатую историю. И в интернете, и в реальной жизни можно найти яркие примеры партизанского маркетинга по Левинсону: