Большинство мастеров боевых искусств рассматривают тренировку с традиционным (классическим) оружием, как связь с культурой и традициями прошлого, а также как вид спорта, где проводятся поединками поролоновыми нунчаками и с надувными катанами и шестами. Хотя классическое оружие имеет минимальное значение в современном мире, его сторонники утверждают, что тренировка оружием развивает дисциплину (иначе можно изувечить самого себя), а также такие качества как равновесие, координацию, и чувство правильной дистанции. Все это позволяет повысить мастерство в безоружной схватке.
Ниндзюцу использует разнообразный и широкий выбор оружия, приобретенное из многовекового опыта ведения и участия в войнах средневековой Японии. Арсенал оружия ниндзя вирировался в зависимости от принадлежности к школе (рю). Например, школа Кога-рю использовала в качестве оружия садовые ножницы, маскируясь под садовников при охране сегуна Тогукавы, школа Нэгоро-рю, из провинции Кии, славилась искусством применения огнестрельного оружия, в Тогакурэ-рю использовалось Кёкэцу-сёге, которое представляло собой длинную веревку (или цепь) с кольцом на одном конце, позволявшее опутывать вооруженного противника или преодолевать препятствия. Но был так же «стандартный» набор оружия, включавший в себя Рокусякубо (шест длиной 6 сяку, или 180 см.), Ханбо (палка длиой 90 см., буквально «половина шеста»), Яри (копьё), Нагитана (алебарда), Кусаригама (цепь с серпом) и, конечно же скандально известный меч ниндзя (синоби-гатана или ниндзя-то).
Отличительной особенностью ниндзя было использование оружия для разных целей, например, для преодоления препятствий (кёкэцу-сёге), взлома (кунай), дыхания под водой (ножны меча) т.д. Такое популярное оружие в гонконговских и голливудских боевиках, как «когти ниндзя» (вспомните фильм «Месть Ниндзя» с Сё Косуги, где он карабкается по бетонной стене), которое одевалось на руки (сюко или текакаги – рука-крюк) и ноги (асико – «ножные когти»), использовалось не только для лазания по стенам и балкам, но так же для защиты от вооруженного противника.
Современные последователи ниндзюцу изучают технику большого количества классического оружия, а также применение современного оружия (пистолет, автомат, телескопическую дубинку …) используя принцы экзотических предков.
Марк Девис, сихан Будзинкана в Бостоне (США), считает, что освоение учениками трех основных оружий, таких как, ханбо (палка длиной 90 см.), танто (нож) и касарифундо (цепь), даст им необходимые навыки выживания в вооруженной схватке. Каждое из этих оружий имеет практическое применение в повседневной жизнь, и позволяет переносить его скрыто. Кроме этого, их применение можно заменить на похожие подручные средства, которые мы можем встретить повсюду в нашей повседневной жизни. Ученики Марка Дэвиса учатся применять технику Ханбо-дзюцу и Бо-дзюцу с тростью или метлой или с любой другой палкой похожего размера. А шарф, полотенце, веревку, ремень можно использовать как кусарифундо (цепь с грузилами).
Марк Дэвис начинает обучать технике с этим оружием в самом начале обучения, что позволяет им лучше понять взаимосвязь между техниками с оружием и без оружия. Принципы движения, дистанции и приложения силы одинаковы в обоих видах борьбы. Сихан Дэвис показывает ученикам три или четыре варианта выполнения техники, и позволяет им экспериментировать, чтобы они могли выполнять технику по-разному. Это позволяет ученикам добиться естественность и спонтанности, главное условие при этом, техники должны быть применяться правильно.
Ученики Сихана Дэвиса проходят четыре стадии при тренировке с оружием: знакомство, работа ног, применение и движение всем телом. Вовремя знакомства, ученик учиться держать оружие, привыкает к его весу и размерам и знакомиться с характеристиками.
Второй этап включает в себя работу в движении. Настоящая борьба ни когда не бывает статичной, поэтому обучение даже на ранних стадиях ни когда не должно быть статичным. Скоординированные движения важны при выполнении маневров телом для нанесения удара под наиболее эффективным углом. Один из лучших методов тренировки движений является бой с «тенью» с оружием. Ученики не должны практиковать технику движений с партнером, пока их движения не станут комфортными, включая уклоны в сторону, отход назад и непрерывность движений.
На третьем этапе ученик учится применять оружие в поединке. Чтобы научиться применять технику с оружием, практикующий ниндзюцу должен выполнять движения медленно, что позволит ему избежать различных травм. Излишняя поспешность, стремление освоить несколько техник сразу, может привести к травме, не только его, но и партнера, так как оружие не прощает ошибок. Со временем ученик научится выполнять технику на полной (боевой) скорости, не в ущерб самой технике.
На заключительном этапе ученик учиться выполнять движения всем телом, используя принцип Кэн Тай Ити Ё (Оружие и тело – одно и тоже). Смысл это этапа заключается в том, что сила удара и скорость зависят от движения всего тела, а не только от конечностей. Правильная работа ног так же должна составлять единое целое, чтобы нанести удар с использование силы всего тела.
В реальном поединке противник движется непредсказуемо, техника, которая может быть использована дважды против одного человека, не может быть использована против другого. Отработка ударов с оружием проходит на полутвердых и твердых предметах, таких как тяжелый мешок и дерево. Такой метод тренировки позволяет почувствовать силу удара и как реагирует оружие при столкновении с целью.
Наверное, самым универсальным оружием в ниндзюцу является ханбо и дзё (палка длиной 125 см.). Концы ханбо используются для поражения жизненно важных точек (кюсё), а самим черенком захватить и управлять конечностями противника. Черенок так же может быть использован против суставов, таких как локти, колени и подбородок. Скользящие захваты могут быть использованы для манипулирования ханбо. Оружие так же позволяет увеличить дистанцию, тем самым снижая шанцы быть схваченным или пораженным оружием противника.
Следующая техника с оружием, которую изучают ученики, это танто-дзюцу (техника ножа). В Будзинкан техника танто-дзюцу имеет сходство с тактикой ведения боя на мечах ниндзя (синобикэн-дзюцу), которая включает в себя обманывающие и колющие движения, что дает преимущество перед противником одетым в тяжелую одежду.
Техника владения цепью (кусари-дзюцу), относящаяся к гибкому оружию, является заключительной в базовом курсе практикующего ниндзюцу. Длина цепи примерно 70 см., на обоих концах имеются грузики, обычно цилиндрической формы, весом по 100 грамм каждый. Преимуществом цепи является то, что ее можно спрятать до момента атаки, тем самым подготовив «сюрприз» противнику.
Так же ее удобно использовать в небольших и узких помещениях, например, в коридоре, небольшой комнате или в общественном транспорте. Вместо цепи можно использовать веревку, завязав на обоих концах узлы. Техника с таки гибким оружием позволяет не только наносить удары, но выполнять опутывать руки или ноги противника, и затем вывести из равновесия. На близкой дистанции можно наносить удары грузиками в уязвимые места.
Обсуждение техники боя с оружие в ниндзюцу не было бы полным без упоминания пяти первоэлементов: Земля, Вода, Огонь, Воздух (Ветер) и Пустота. Хотя пятый элемент, всеобъемлющая «Пустота», трудно перевести в физические или другие способы выражения, другие четыре элемента распознаются позициями и физическими проявлениями в бою. Эти элементы являются неотъемлемой частью ниндзюцу, каждая техника, движения или реакция происходит в рамках одного из них.
Для каждого элемента характерны собственные маневры и инстинктивные движения. Эти «положения» позволяет определить сколько силы следует приложить во время противоборства, минимум или выложиться полностью. Если практикующий ниндзюцу знаком и живет в согласии с природными силами, это позволит ему избежать конфликта или принять упреждающие действия. Проявления этих элементов является так же очевидным для противника, даже на инстинктивном уровне. например, если в поединке Вы используете элемент «Земля», Ваш противник почувствует вашу твердость и намерение не отступать. Этого может быть достаточно, чтобы убедить противника отказаться от своих намерений.
Элемент «Огонь» излучает агрессивность и готовность к бою. Используя этот элемент, вы можете заставить противника отступать. Агрессоры так же имеют не уверенность в себе, и столкнувшись с уверенным и умным противником, могут сами уйти в защиту или сбежать от вас подальше.
Если Вы находитесь в доброжелательном состоянии ума и столкнулись с ситуацией, где вашей жизни ни чего не угражает, элемент «Воздух» (Ветер) является доминирующим. В этом случает, шест или палка уместным и гармоничным ответом будет выведение противника из равновесия или его связывание. В ситуации угрожающей вашей жизни, необходимо энергию и агрессивность элемента «Огонь» использовать в полную силу, выводя из строя противника ударами в голову и применяя удушающие техники (симэ-вадза).
Кроме того, каждое оружие имеет свой собственный преобладающий элемент и характерные маневры. Цепь и веревка отражают элемент «ветер» с их круговыми маневрами и сдерживанием противника. Нож сравнивается с элементом «Огонь», который требует взрывных прямолинейных атак. Использование движений вперед и назад с ханбо отражает поведение стратегии элемента «Вода» и использует ускользание от атаки, и затем контратака.
Эти элементы более чем просто хитрость. Чтобы их использование было эффективно с физической техникой ниндзюцу они должны быть в гармонии с ситуацией и с вашим природным темпераментом. Успешное применение техники комбинируется из намерений атакующего, вашего практического образа мышления и уровня способностей.
В отличие от многих боевых систем в Будзинкан не предписывает. чтобы каталогизировать набор приемов, акцент делается на спонтанность и реагирование в соответствии с ситуацией. Есть, однако, основополагающие принципы, предпочтительные положения и определенные этапы в обучении техники с оружием в ниндзюцу. Тем не менее, ниндзюцу избегает четких постановок при выполнении техник, которые могут разрушиться под влиянием стресса или паники в реальной ситуации. Вместо этого, интуиция подсказывает ответ практикующему.
Ниндзюцу также уделяет особое внимание психологической стороне поединка. Ниндзя были высококвалифицированными специалистами в обмане и запугивании, чтобы получить преимущество над своими врагами. Сихан Девис приводит яркий пример этой психологической стратегии в традиционной позиции с мечом – Сэйган – но – камаэ. В этой позиции конец лезвия меча (кисаки) направлен прямо в глаза противнику, что заставляет противника вокруг, чтобы добраться до практикующего ниндзюцу. При этом ниндзя ослабляет дух противника и решимость. Эта тактика так же работает и с другими видами оружия. Это более глубокое понимание психологии поединка, что делает ниндзюцу эффективным видом воинского искусства. Во всем этом нет ни чего мистического, как это любят показывать в кинематографе, главное в поединке обращать внимание на психологические и физические детали.
Как отмечалось ранее, техника с оружием и безоружные техники практически взаимозаменяемы. Рука или нога могут быть заменены на палку или меч практически без изменения техники передвижения, наклонов или механики тела. Ниндзюцу подчеркивает полную свободу движения тела, независимо от длины оружия, веса или других атрибутов. Этот принцип применяется не зависимо от того, что у вас в руках, будь то нож, нагитана или кухонный стул. Конечно, на первых порах, ваши движения будут медленными, будете испытывать не удобство, но со временем и практикой, скоординированная способность станет вашей второй натурой.
Будзинкан ниндзюцу стремиться к не осложненной борьбе, путем освоения природных инстинктов и силы ума и тела. Ученики учатся использовать максимум возможностей, предоставляемых в боевой ситуации. С помощью умения чувствовать и понимать природные элементы, практикующий ниндзюцу приучается оценивать ситуацию и интерпретировать намерения противников. Этот уровень невозможно достичь без рассмотрения умственных и духовных аспектов искусства.
Сегодня ниндзюцу является полноценной боевой системой, развивающая в учениках не только физические навыки, но духовные, моральные. Ниндзюцу не пропагандирует агрессию, насилие или не нужные конфликты. Ниндзюцу учит жить в гармонии с природой, соблюдая ее принципы, не нарушая баланса. На тренировках с оружием, ученик осознает, каким большим разрушительным потенциалом оно обладает, и тем самым осознает ответственность перед другими людьми.
Литература:
- Black Belt. 5-1992
2. Hiromitsu Kuroi. Secrets of the Ninja Training and Tools.
3. Masaaki Hatsumi. Knife and Pistol Fighting
4. А. Горбылев. Путь невидимых.
5. Lubos Pokorny. Budo Ninpo
ТЕХНИКА НИНДЗЮЦУ
НАВЫКИ НИНДЗЯ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ
НИНДЗЮЦУ В ПЕРИОД ЭДО и ИСКУССТВО ВЫЗЫВАТЬ ДЕМОНОВ