Всем категорически доброго времени суток, и сегодня в рубрике рассуждение поговорим о том как хорроры дают нам тот страх который мы так ищем.
Вы когда-либо задумывались над вопросом, зачем мы играем в хорроры? Зачем мы сознательно идём на то чтоб испытать негативную эмоции в виде страха, неудобства, беспомощности? Каждый раз мы сознательно запускаем игру, идем на фильм, или открываем книгу лишь за тем чтоб испытать прилив адреналина. Так зачем же мы это делаем? Давайте разбираться.
Острые ощущения
Иногда разработчики игр переплёвывают самих себя, создавая настолько причудливых и ужасных персонажей, от которых бросает в дрожь при одном их виде. Взять к примеру вторую часть игры The Evil Within, и тамошних монстров. Лично у меня они вызывали как отвращение так и восхищение от проделанной работы. И мы каждый раз сознательно бросаем вызов таким творениям, понимая что скорее всего все наши схватки закончиться неминуемым поражением. Но мы стремимся испытать чувство страха из-за необходимости острых ощущениях.
Изучая данную тему, я наткнулся на интересное исследование двух ученных из университета Индианы. Целью эксперимента ставилось исследование реакции страха у студентов играющих в популярные хоррор игры. Всего под исследование попало 269 человек. Исследование проводилось на основе следующих игр Resident Evil, Left 4 Dead, серии Dead Space и Silent Hill, а так же незабвенной амнезии. Ученые применили для измерения уровня страха в играх метод который аналогичен с методом измерения страха на телевидении.
Участникам задавились самые разные вопросы. Страшно ли вам в этом моменте? Насколько пугающий тот или иной звук? Что вы испытали в этот момент времени? Больше половины участников эксперимента были напуганы играми, а большая половина от напуганных, получила удовольствие от страха.
Восприятие мира
Основной задачей игры, как и любого другого творческого продукта, являться рассказать историю. Историю о герое, историю о чудовище, историю маленького человека который преодолевает огромные невзгоды. Чтоб история была правдивой она должна передавать чувства и эмоции автора. А мы заручившись эмпатией должны эту историю принять на себя.
Эмпатия — это когда мы разделяем мысли и чувства других людей. Когда вы видите на улице плачущего человека, вы автоматически испытываете дискомфорт, озадаченность, определённого рода печаль. Это помогает нам сочувствовать и сострадать.
В рамках эксперимента была обнаружено что люди с низким уровнем эмпатии больше наслаждаются хоррами, чем люди с высоким уровнем эмпатии. Данное умозаключение выглядит вполне логично. Эмпатически предрасположенным людям тяжело наблюдать за страданиями игрового персонажа, или же за ужасами которые происходят на экране. Так как они подсознательно ставят себя на место главного героя. Так же как было замечено в ходе эксперимента, более эмпатичные люди склоны страху тревоге при игре в хорроры.
Больше реализма
Элемент неожиданного, ужасного удивления усиливал чувство страха, особенно когда игрок чувствовал себя погруженным в эту непредсказуемую среду. Участники описывали панику из-за отсутствия контроля, как будто они были загнанным животным, отчаянно пытающимся убежать от своих хищников. Так же в ходе эксперимента выяснилось что больше всего негативных эмоций игроки испытывали при появлении в субъективно реальных и непредсказуемых ситуаций. Участники эксперимента отписывали будто оказались в западне без возможности выбраться.
Захватывающее ощущение присутствия “в игре” было фактором того, насколько напуганы были люди, потому что игрок является лицом, принимающим решения, в отличие от фильма, когда зритель только пассивно наблюдает за разворачивающимся действием. Вместо того чтобы просто наблюдать за человеком, преследуемым ужасающим монстром, игрок был преследуемым человеком, его жизнь находилась в их собственных руках, и, следовательно, результат зависел от их мастерства и быстроты мышления. Уровень детализации и реалистичности врагов, с которыми сталкивается игрок, увеличивает страх игрока – чем реалистичнее внешний вид и поведение ужасающего монстра, тем больше испуганы игроки. Эти сверхъестественные изображения реалистичных нечеловеческих существ усиливали фактор страха.