Ламы Цугольского дацана, что в Забайкалье, в изучении медицинских наук преуспели настолько, что здешний Манба-дуган стал крупнейшим в России центром буддийской медицины, а в начале ХХ века здесь появилась копия "Вайдурья-онбо". Название это обычно переводят как "Голубой берилл", хотя какой именно камень означает слово "вайдурья" - на самом деле ещё вопрос. Как бы то ни было, скрывается под этим названием самый подробный атлас тибетской медицины, который составил в 1687-88 годах монах-энциклопедист Дэсрид Санжчай-чжамцо.
Подлинник атласа хранился в монастыре Сэртог под Лхасой, название которого, впрочем, я встречал лишь на бурятских ресурсах в контексте этой истории, так что видимо скрывается под ним Сэра - один из трёх главных монастырей школы Гелуг в Тибете. Там с подачи Агвана Доржиева, наводившего русско-тибетские мосты бурятского проповедника и идеолога, была изготовлена копия, которую тайно вывез в Россию эмчи-лама Шераб Сумуев.
С такой материально-технической базой, помноженной на русские науку и образование, которое к тому времени успели получить немало бурят, Цугол мог бы стать мировым центром центром тибетской медицины. Но история распорядилась иначе, и ладно хоть сам "Вайдурья-онбо" не погиб - в эпоху коренизации тибетскую медицину пытались поставить на материалистические рельсы.
Мединститутом планировалось сделать Ацагатанский дацан в Бурятии, куда трактат и вывезли в 1926 году. Затем, однако, коренизация кочнилась, а заставшее её поколение национальной интеллигенции сгинуло в лагерях и застенках. Но Цугольский Атлас каким-то чудом уцелел, в 1936 году обнаружившись в Улан-Удэ в музее. Долгое время он пылился в фондах, а миру вновь предстал в 1998 году, причём сперва - на выставках в Соединённых Штатах, и лишь по возвращении - в экспозиции музея.
Всего в Цугольском атласе было 84 страницы, из которых уцелело 76 - погибли последние 7 и 62-я. И тем не менее это самый полный в мире "Вайдурья-онбо" после оригинала, который теперь тоже хранится в музее - где-то пишут, что в Лхасе, где-то - что в Пекине. Увидеть Цугольский Атлас во всей красе, впрочем, не так-то легко - большую часть времени это просто пенал с шёлковыми листами, которые открываются лишь на специальных выставках. Постсоветским же центром тибетской медицины стал Агацатан в материковой Бурятии, а не тихий далёкий Цугол.