Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Самый трудный текст ЕГЭ-2022 по русскому языку

Традиционно по окончании ЕГЭ я пишу статью с обзором самых сложных текстов, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене.

Если не углубляться в совсем уж далёкое прошлое, а начать, например, с 2018 года, то сразу на ум приходит текст Д. Быкова о Чацком.

В 2019 году бесспорным лидером по сложности и символом ЕГЭ стали печально знаменитые "лопаты".

"Текст о лопатах" глазами моих учеников
Люблю читать, люблю писать7 апреля 2020

В 2020 году за звание самого сложного текста соперничали фрагменты из очерков Белова "Лад" и топором нарубленные абзацы из статьи "Главный жанр литературы" Быкова (не Дмитрия, который о Чацком писал, а Василя, который автор "Сотникова")

Самые сложные тексты на ЕГЭ 2020 по русскому языку
Люблю читать, люблю писать9 июля 2020

Год назад, на мой взгляд, самыми сложными для сочинения в формате ЕГЭ были текст Л. Н. Толстого о силе человеческой мысли и текст В. Афонина о детских воспоминаниях.

А в этом году, судя по комментариям под прошлой публикацией, безоговорочным лидером по сложности стал философский текст Вересаева о непреодолимости времени:

"Зачем я от времени зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня". Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. Вот были люди! Как они верили в себя! А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю, - это именно в неодолимую силу времени. "Зачем я от времени зависеть буду?" Зачем? Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт куда хочет; хорошо если твой путь лежит туда же, а если нет? Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуя всем своим существом, - оно все-таки делает по-своему. Я в таком положении и находился. Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь... Гартман говорит, что убеждения наши - плод "бессознательного", а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом "бессознательном", шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого "бессознательного". Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь - это в моем мировоззрении, что если я его потеряю, я потеряю все.
То, что происходило кругом, лишь укрепляло меня в убеждении, что страх мой не напрасен, что сила времени - сила страшная и не по плечу человеку. Каким чудом могло случиться, что в такой короткий срок все так изменилось? Самые светлые имена вдруг потускнели, слова самые великие стали пошлыми и смешными; на смену вчерашнему поколению явилось новое, мне верилось, неужели эти - всего только младшие братья вчерашних?

В литературе медленно, но непрерывно шло общее заворачивание фронта, и шло вовсе не во имя каких-либо новых начал, — о нет! Дело было очень ясно: это было лишь ренегатство — ренегатство общее, массовое и, что всего ужаснее, бессознательное. Литература тщательно оплевывала в прошлом все светлое и сильное, но оплевывала наивно, сама того не замечая, воображая, что поддерживает какие-то «заветы»; прежнее чистое знамя в ее руках давно уже обратилось в грязную тряпку, а она с гордостью несла эту опозоренную ею святыню и звала к ней читателя; с мертвым сердцем, без огня и без веры, говорила она что-то, чему никто не верил… Я с пристальным вниманием следил за всеми этими переменами; обидно становилось за человека, так покорно и бессознательно идущего туда, куда его гонит время. Но при этом я не мог не видеть и всей чудовищной уродливости моего собственного положения: отчаянно стараясь стать выше времени (как будто это возможно!), недоверчиво встречая всякое новое веяние, я обрекал себя на мертвую неподвижность; мне грозила опасность обратиться в совершенно «обессмысленную щепку» когда-то «победоносного корабля». Путаясь все больше в этом безвыходном противоречии, заглушая в душе горькое презрение к себе, я пришел, наконец, к результату, о котором говорил: уничтожиться, уничтожиться совершенно — единственное для меня спасение.
Я не бичую себя, потому что тогда непременно начнешь лгать и преувеличивать; но в этом-то нужно сознаться, — что такое настроение мало способствует уважению к себе. Заглянешь в душу, — так там холодно и темно, так гадко-жалок этот бессильный страх перед окружающим! И кажется тебе, что никто никогда не переживал ничего подобного, что ты — какой-то странный урод, выброшенный на свет теперешним странным, неопределенным временем… Тяжело жить так. Меня спасала только работа; а работы мне, как земскому врачу, было много, особенно в последний год, — работы тяжелой и ответственной. Этого мне и нужно было; всем существом отдаться делу, совершенно забыть себя — вот была моя цель и смысл жизни.

Вот только захочешь поблагодарить составителей за прекрасные тексты о детстве, природе, малой родине, творчестве, мгновениях красоты, как появляется депрессивный поток сознания от Вересаева. Зачем?

Сирени много не бывает. Фото из личного архива автора
Сирени много не бывает. Фото из личного архива автора

Обычно самые сложные тексты ЕГЭ я даю на следующий год вновь пришедшим одиннадцатиклассникам. Ещё не решила, будем ли работать с Вересаевым. Может быть и разберём. Но сочинение по тексту Бориса Васильева о маленьком мальчике, упаковывающем книги и стоящем на коленях перед Литературой, мы напишем обязательно.