Все родительские воспитательно-педагогические приемы условно можно разделить на 2 части - эффективные и не эффективные. При этом нужно учитывать, что то, что работает сейчас, подростком может не восприниматься. Сегодня обсудим критерии, по которым можно судить о том, что "здесь и сейчас" работает, а что нужно из своего педагогического арсенала убирать.
Развивая навык эмпатии, можно очень много понять про своего ребенка. Мы же часто просто не обращаем внимания на детскую эмоциональную реакцию. А это главное.
То есть первое - нарастает или нет уровень психологического напряжения в моей семье?
Если ответ утвердительный, - отношения можно назвать конфликтными. Очень много спорных моментов, которые не разрешаются годами. Проблему усиливают разногласия между членами семьи по вопросам воспитания. Часто ситуацию можно назвать, как болит, куда не прикоснись. То есть уровень напряжения настолько сильный, что уже решение абсолютно любых вопросов путем хоть каких то договоренностей не работает. А вызывают ответную реакцию.
Реакция оппозиции
Ребенок проявляет демонстративный действия негативного характера. Самый плохой расклад, который как правило приводит к эскалации конфликта - стремление добиться своего любой ценой. То есть конфликт отцовского авторитета. Поэтому, если вы считаете, что ребенок должен выполнять приказ, просьбу или правило только потому что вы старше и авторитетней, есть риск столкнуться с реакцией оппозиции. Чаще эти проявления появятся в подростковом возрасте.
Реакция отказа
Консервативный способ мышления, жесткие правила, авторитарность родительских убеждений по мере взросления ребенка будут сталкиваться с детским сопротивлением. Часто такая реакция возникает в следствии сверхзаботы. То есть излишняя опека и сверх ожидания. Причем, такой родитель не осознает, что применяет к своему ребенку какое то давление. Для него забота - это хорошо. В случае, если ребенок в не нуждается, это воспринимается болезненно и сопровождается усилением давления через чувство вины. "Я так много для тебя делаю, а ты..."
Если вы часто сталкиваетесь с реакцией отказа, сопротивлением, то учитесь достигать обоюдовыгодного компромисса. Без авторитарных фраз "Будет так, как хочу я! А ты просто должен(а) делать то, что я говорю!"
Реакция изоляции
Наиболее опасный вид проявления на деструктивную форму семейного воспитания. Потому что ребенок просто сначала уходит на эмоциональную дистанцию с таким родителем. Стремиться избегать каких-либо контактов с ним. Доверия и близости нет. А вместо этого появляется психологический мир, о котором родитель даже не знает. Сначала ребенок заполняет эту пустоту негативными эмоциями. А дальше потребность в принятии и значимости реализуется в цифровом мире. Куда дети прыгают с головой, барахтаясь без какой-либо поддержки в цифровых волнах.
Если ребенку плохо в семье, то на смену быстро придет мир цифровой, в котором не будет проблем и где его будут слушать и принимать всерьез.
Как правило, именно в этой точке мы понимаем, что проблема выходит нашего понимания о ее решении. И самое ошибочное, что происходит очень часто - обвинения ребенка в том, что он ведет себя не так. Не учится, не убирается, противится любым просьбам.
В итоге приходим к следующему: Если с семье часто встречаются с проявлениями детских отказов, ухода в оппозицию, то это сигнал к изменению воспитательной модели. Если ребенок отдаляется и уходит в изоляцию, значит потерян эмоциональный контакт. Дальнейший ход событий мы много обсуждаем в блоге - уход в цифровой мир.
Самое неэффективное из возможных вариантов - попытка мобилизовать дополнительные силы и средства, шантажировать, оказывать дальнейшее давление. Если отношения и так натянуты, это наоборот, отбрасывает еще больше. Поэтому лучше худой мир и учет интересов своего ребенка, чем долгий путь обратного сближения и/или вытягивания из интернет-зависимости.