Аделаида Анжуйская стала королевой Франции в возрасте за сорок, причем замуж её выдали за пятнадцатилетнего юношу. После развода в 984 году Аделаида снова вышла замуж, и родила в этом браке дочь. А потом пошла под венец ещё один раз! И это – самое настоящее Средневековье. Про которое любят говорить, что «в тридцать лет все уже считались стариками». Оказывается, не всё так просто. Рассмотрим: когда старели в Средние века.
Замуж в Средневековье отдавали с двенадцати лет. Обручение могло состояться и раньше, но жить как супруги начинали в 12-13. В основном это касалось знатных семейств: заключались политические союзы, и чтобы их «подкрепить» использовали брачные узы. Для интересов государства возраст значения не имел, поэтому-то Аделаида Анжуйская стала королевой Франции в то время, когда некоторые ее современницы уже заводили внуков. А вот крошку Изабеллу Французскую выдали в 1396 году за короля Ричарда II, когда девочке было всего 7 лет. Как говорится – ничего личного. Только бизнес.
Королеву Бланку Кастильскую заподозрили в нежных отношениях с вассалом, хотя она была вдовой «хорошо за тридцать». Тем не менее, регентшу подвергли унизительной процедуре проверки, после чего установили – она не беременна. А ведь с точки зрения современного человека, Бланка – уже немолодая дама для XIII века. Выясняется, нет.
Одна из известнейших дам Средневековья – Прекрасная Дева Кента – очаровала принца Уэльского, когда ей было тридцать три года. Наследник английского престола был младше нее, и ему готовили в жены юную принцессу. Однако Эдуард Чёрный Принц (под этим именем он вошёл в историю) отверг все варианты и женился на прекрасной Джоанне. В этом браке родились двое детей – когда Джоанне исполнилось 37 и 39 лет. И при Дворе ни у кого язык бы не повернулся называть Прекрасную Деву Кента состарившейся.
До самых последних дней принимала комплименты и Алиенора Аквитанская, уникальная женщина из Средних веков. Королева Франции и Англии (в первом и втором браке соответственно), она прославилась как умная, сильная и очень смелая дама. Она сама настояла на разводе с первым мужем-королем, она пошла под венец во второй раз за человека младше себя, она поднимала мятеж вместе с сыновьями против второго мужа… Жизнь Алиеноры была похожа на приключенческий роман. Кстати, последнего ребенка, принца Иоанна, она родила в сорок три года. Двенадцатый век, Средневековье…
Как же так, спросите вы? А маленькая продолжительность жизни? А сложившаяся установка про то, что в тридцать-сорок лет у человека наступала «осень жизни»? Получается, что не все так просто.
Действительно, человек Средних веков имел массу «возможностей», чтобы уйти из жизни рано. Младенческая смертность была высокой. Дамы часто умирали во время родов. Их мужья не возвращались из крестовых походов и войн, смелые рыцари получали смертельные раны на рыцарских турнирах и дуэлях. Не забудем и такую примету тех времен, как увлечение ядами. "Госпожа Тоффана" весьма преуспела в этом. Итальянки, которым не нравилась семейная жизнь, знали, к кому пойти за верным средством… Добавим к этому чуму, которая с четырнадцатого века пришла в Европу и долго ее не покидала.
Но те, кто счастливо избегал всех этих «ловушек», могли пройти вполне длинный жизненный путь. Упомянутая Алиенора Аквитанская оставила этот мир в возрасте 80-ти лет. Венецианскому дожу Джованни Соранцо было 88, когда он в последний раз взглянул на родных, а шотландскому государю Вильгельму Льву - 72. Король Англии Эдуард I прожил меньше – шестьдесят восемь. Но до самых последних дней он вел настолько активный образ жизни, что его силе завидовали молодые. И «старость в тридцать» наступала не для всех. Конечно, женщины, рано вступившие в брак и каждый год пополнявшие детскую, уже в двадцать пять выглядели старше наших современниц. Но ведь так получалось не в ста процентах случаев. Да и сами средневековые люди не считали тридцатилетних пожилыми!
В 1308 году Бернад де Гордон из Монпелье разделил жизнь человека на 3 этапа:
Ранний – от 0 до 14 лет
Молодой возраст – от 14 до 35
И просто возраст, без добавления «пожилой» - от 35 и дальше.
Почти одновременно с ним, в 1306 году, Данте Алигьери разделил жизнь человека по-другому: ранний возраст (до двадцати пяти лет), затем взросление (от 25 до 45), старение (от 45 и до 70) и дальше старость. На полвека раньше Филипп Наваррский считал, что старость наступает после шестидесяти. К слову, Данте покинул этот мир в 56 лет, как раз в возрасте старения по его же собственному определению. Средневековый врач Бернар де Гордон – в шестьдесят.
То, что Средние века хватало пожилых людей, подтверждают и королевские законы: государь Кастилии Педро I в 1351 году повелел трудиться всем, кому исполнилось от 12 до 60 лет. Французский король Филипп V разрешил тем, кому больше шестидесяти, не являться ко Двору для принесения вассальной присяги. А в Англии Эдуард II потребовал от всех мужчин от 15 до 60 проходить военную подготовку. Если бы шесть десятков лет были запредельной цифрой для средневекового человека, такие документы бы не потребовались.
Значит, наши современники лукавят, когда говорят, что «в тридцать лет в Средние века уже заканчивали жизнь». Сами люди средневековья опровергают эту теорию.
#наука #история #средневековье #короли #литература #культура
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!